Без системы охлаждения невозможно функционирование двигателя внутреннего сгорания. СОД служит для быстрого прогрева мотора до оптимальной температуры и отводит излишки тепла, не допуская перегрева силовой установки. На ВАЗ 2110 устанавливается стандартная СОД. Она отличается надёжностью, но если поломки случаются, с ремонтом или заменой затягивать нельзя. В противном случае неисправная система грозит быстрым износом деталей двигателя вплоть до его выхода из строя.
Система охлаждения
Устройство и принцип работы СОД ВАЗ 2110
Схема системы отвода тепла, устанавливаемая на ВАЗ 2110, классическая для инжектора. В состав входят радиатор основной, отопитель, водяной насос, термостат, расширительный бачок, вентилятор принудительного охлаждения, датчик замера температуры, ЭБУ и несколько соединительных патрубков.
Радиатор
Радиатор на ВАЗ 2110 применяется в системе только во время движения антифриза по большому конуру – проходя через него, рабочая жидкость охлаждается. Обычно это алюминиевый корпус с трубками внутри и пластинами снаружи, также их называют сотами. Оснащается двумя пластиковыми бачками, разделенными стенками, через которые движется тосол. Когда открывается большой круг, ОЖ заходит в радиатор через верхний отвод, а выходом служит нижний.
Расширительный бачок
Изготавливается из термостойкого пластика, предназначается для залива ОЖ и контроля ее уровня. На стенке имеются метки «минимум» и «максимум», в нормальном состоянии уровень должен быть на средней отметке. Бачок имеет два патрубка, один из них служит для отвода пара от основного радиатора, другой – излишков тепла от радиатора печки.
На расширительный бачок у ВАЗ 2110 устанавливается специальная клапанная крышка, которая отвечает за герметичность всей системы. Конструктивно состоит из впускного и выпускного клапанов.
По мере нагрева антифриза в СОД повышается давление, излишки которого стравливаются через клапан выпуска. При остывании двигателя давление снижается, и воздух запускается через впускной клапан.
Термостат
Термостат по своему назначению является перепускным механизмом, он перераспределяет поток тосола с малого на большой круг циркуляции. Когда запускается холодный мотор, жидкость начинает двигаться по малому контуру, не попадая в радиатор – по рубашке блока цилиндров, радиатору отопителя и подогреву дроссельного узла. При достижении температуры 87-90 градусов клапан термостата приоткрывается. Когда температура достигает 102 градусов, клапан открывается полностью, пропуская поток антифриза через радиатор перед двигателем.
Водяной насос
Циркуляция жидкости обеспечивается водяным насосом. Он имеет единый привод с механизмом ГРМ. Частой причиной обрыва ремня газораспределительного механизма является заклинившая помпа. Корпус чаще всего алюминиевый. На одном конце жёстко зафиксирован приводной зубчатый шкив, а на другом – пластиковая или алюминиевая крыльчатка.
На ВАЗ 2110 устанавливались разные двигатели – обладатели легендарного 124-го мотора могут не беспокоиться о встрече клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ, этого не произойдет. Другая ситуация у владельцев моторов 21120 – у них клапана гнет. Остаётся посоветовать почаще следить за состоянием помпы и при выявлении неисправностей незамедлительно проводить замену, так как деталь неремонтопригодная.
Вентилятор радиатора
Регулятором температуры охлаждающей жидкости служит не только радиатор и термостат, но и электровентилятор. Он имеет 4 лопасти из пластика и электродвигатель. Когда температура рабочей жидкости достигает 110 градусов, датчик включения вентилятора на ВАЗ 2110 посылает сигнал на электронный блок управления двигателем, который передает показания на реле – электроцепь замыкается, и включается электровентилятор. Он будет обдувать радиатор до тех пор, пока температура не опустится до 90-95 градусов.
Датчик ОЖ и радиатор печки
Датчик охлаждающей жидкости предназначен для контроля за изменениями температуры антифриза в двигателе. Находится он на блоке цилиндров и передаёт показания на ЭБУ. Не путайте его с датчиком температуры, который подает сигнал на панель приборов. Радиатор печки служит для обогрева салона теплым воздухом. Он интегрирован в систему охлаждения с помощью соединительных шлангов. Через него циркулирует антифриз непрерывно, так как он включен в малый круг циркуляции. Дроссельный узел имеет два патрубка: один служит для отвода излишков рабочей жидкости, а через другой подводится антифриз. Во втором патрубке также находится датчик, контролирующий температуру и уровень охлаждающей жидкости.
В более поздних моделях ВАЗ 2110 датчик вмонтирован в алюминиевый корпус дроссельного узла, а ёмкость расширительного бачка стала существенно больше.
Принцип работы СОД
Система охлаждения замкнута и работает всегда, никаких настроек не требуется. Антифриз заливается в расширительный бачок. Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости используется тосол или другая ОЖ. Это раствор воды с этиленгликолем, благодаря которому жидкость не замерзает при отрицательных температурах. В системе охлаждения 10-ого семейства используется около 8 литров ОЖ, при необходимости ее нужно доливать. После достижения пробега в 75 000 км рекомендуется промывать систему и менять ОЖ. Принцип работы СОД условно можно разделить на несколько стадий:
- Циркуляция рабочей жидкости осуществляется благодаря центробежному насосу (помпе). Он интегрирован в блок цилиндров и приводится в действие ремнем привода ГРМ.
- Циркулируя по рубашке блока цилиндров, антифриз начинает греться от раскаленных в результате работы ДВС деталей. В это время расположенный тут же датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости, которая движется только по малому контуру. Когда тосол нагревается до 90 градусов, клапан термостата приоткрывается, пропуская жидкость циркулировать по большому контуру. Это значит, что ОЖ начинает проходить через основной радиатор, где охлаждается и возвращается в систему – так происходит теплоотвод. Малый и большой контуры работают параллельно. После повышения температуры до 102 градусов циркуляция осуществляется только по большому кругу.
Жидкость в радиаторе охлаждается за счёт встречного потока воздуха во время движения автомобиля, но так происходит не всегда. Например, в пробках нет возможности охладить ОЖ потоком воздуха навстречу. В этом случае при нагреве тосола более 102 градусов датчик температуры отслеживает превышение рабочих значений и передает информацию контроллеру, который посылает сигнал на реле электровентилятора для запуска принудительного охлаждения.
Нагреваясь, жидкость увеличивается в объеме. Лишний антифриз возвращается через пароотводящий патрубок в расширительный бачок, а после остывания подается в систему.
Техническое обслуживание
Периодичность обслуживания мотора Приора составляет примерно 15 тыс. км. Так делает завод, который изготавливает этот агрегат. Специалисты рекомендуют провести первую проверку через 3 тыс. км. В основном на этом этапе следует уделить больше внимания тем местам, где располагаются крепления для оборудования навесного типа. Кроме того, во время первой проверки и обслуживания обязательно заменяется масло или фильтры для него.
Если двигатель имеет 8-клапанную конструкцию, то требуется во время первой проверки проверить состояние клапанных зазоров. Если мотор отличается 16-клапанной конструкцией, то такие действия не понадобятся, так как на таком агрегате имеются гидрокомпенсаторы. Подобные проверки проводятся также через 15 тыс. км пробега для Приоры.
Когда на одометре уже более 30 тыс. км, понадобится не только заменить фильтры для масла, но и саму маслянистую жидкость. Обязательно следует поменять еще и свечи зажигания, а потом фильтры в системе питания.
Часто примерно при таком пробеге начинают плохо функционировать или совсем ломаться ролики ГРМ. Если на Приоре имеется 8-клапанный двигатель, то следует дополнительно заменить прокладку в крышке механизма клапанов.
Когда отметка на одометре достигает уже 45 тыс. км, снова следует поменять масло. Обязательно нужно проверить натяжение в ремнях для привода ГРМ. Причем эти действия проводятся для двигателя как с 8, так и с 16 клапанами.
Потом плановое обслуживание осуществляется, уже когда пробег достигает отметки в 60 тыс. км
В этот раз нужно обратить внимание на свечи и ремни привода генератора. Иногда нужно промывать систему питания
Особенно это касается места, где располагается дроссельный патрубок. Рекомендуется на этом сроке поменять датчики, которые отвечают за холостой ход.
Когда пробег достигает 75 тыс. км, на агрегате с 8 клапанами требуется поменять ремни привода ГРМ. То же касается и кислородного датчика. Охлаждающую жидкость тоже лучше заменить, так как к этому времени она уже частично или полностью теряет свои функции.
Дальше техническое обслуживание уже будет повторяться для Приоры. В итоге минимальный риск для этого двигателя составляет примерно 100 тыс. км. Иногда при соблюдении всех правил и должном техническом обслуживании выходит растянуть это время до 200 тыс. км пробега. Конечно, если изменить конструкцию (тюнинг), то это повышает мощность агрегата. Но даже если соблюдать все требования, то рано или поздно не обойтись без ремонта. Конечно, соблюдение правил отсрочивает это, однако придется либо самостоятельно заменять детали, либо обращаться к специалисту.
Неисправности системы охлаждения и способы их устранения
Неполадок системы охлаждения может быть достаточно много. Связано это в большинстве случаев не столько с надёжностью СОД, сколько с низким качеством комплектующих. Типичные неисправности бывают следующие:
- низкий уровень ОЖ в бачке из-за нарушенной герметичности соединений шлангов, повреждения бачка;
- отсутствие давления в системе, вызванное вышедшим из строя водяным насосом;
- перегрев жидкости из-за неработающего в нормальном режиме электровентилятора – неисправны электровентилятор, реле, датчик температуры;
- выход из строя термостата – определить эту неисправность можно по двум признакам: либо ОЖ циркулирует только по большому кругу, либо только по малому, в результате двигатель не нагревается или перегревается.
Рекомендуется регулярно пользоваться режимом самодиагностики для своевременного выявления отклонений в температурном режиме и следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Утечка антифриза
Сначала следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Если он низкий, нужно осмотреть подкапотное пространство на предмет наличия подтёков. Обычно причина их появления в слабом соединении хомутов, повреждении радиатора или радиатора печки. Во всех случаях потребуется замена элементов.
Циркуляция тосола в системе
Чтобы проверить наличие давления в системе, следует открыть крышку расширительного бачка и посмотреть, как внутрь поступает тосол. Плохая циркуляция может стать следствием загрязнения СОД, в этом случае потребуется ее промывка. Другая причина заключается в выходе из строя помпы, но в этом случае гарантированно будет оборван ремень ГРМ, и последует дорогостоящий ремонт загнутых клапанов.
Двигатель перегревается
Причиной в большинстве случаев становится неисправный термостат. Для проверки нужно потрогать рукой нижний и верхний патрубки радиатора. Если верхний при рабочей температуре двигателя будет горячий, а нижний остаётся холодным, значит, термостат заклинил в закрытом положении.
Если он заклинит в открытом виде, двигатель будет долго прогреваться. Летом это не страшно, а зимой принесет массу неудобств. В обоих случаях термостат подлежит замене. Двигатель может перегреваться, если в системе есть воздушная пробка, или не работает электровентилятор. Также надо проверить радиатор – возможно, его соты забиты грязью.
Замена водяного насоса
Для удобства лучше снять и убрать в сторону адсорбер, не отсоединяя шлангов. Пластиковая накладка сверху на двигателе и защитный кожух привода ГРМ тоже нужно снять. Дальнейший алгоритм действий такой:
- Домкратом приподнять правую переднюю сторону, тем самым вывесить колесо, в дальнейшем это понадобится для установки меток.
- Колесо нужно снять, открутить гайку крепления шкива коленчатого вала и снять шкив.
- Ослабить гайки крепления роликов-натяжителей и снять ремень привода газораспределительного механизма.
- Вставить подходящий деревянный брусок между шестернями распредвалов, предотвратив их прокручивание.
- Открутить три крепежных болта, фиксирующих помпу, и снять насос.
Новая помпа устанавливается в обратном порядке, рекомендуется нанести на места соприкосновения с блоком небольшой слой силиконового герметика.
После завершения работы нужно долить охлаждающую жидкость и проверить работоспособность системы.
Замена радиатора
Следует сначала слить антифриз из системы, открутив сливную пробку в нижней части радиатора, предварительно подставив подходящую ёмкость. Далее нужно слить охлаждающую жидкость с рубашки блока. Дальнейшая работа проводится следующим образом:
- Снятие фишки проводов и отключение электровентилятора.
- Открутить два болта с левой стороны.
- Открутить две гайки сверху и болт внизу.
- Теперь можно снять радиатор вместе с электровентилятором, отсоединив предварительно нижний и верхний патрубок.
Новый радиатор устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется поменять охлаждающую жидкость.
Замена термостата
Перед заменой термостата следует слить охлаждающую жидкость из радиатора и из блока цилиндров. Теперь нужно ослабить хомуты патрубков, подходящих к термостату и демонтировать его. Новое устройство устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется заменить и хомуты.
Все эти работы, а также замена соединительных шлангов или радиатора отопителя могут осуществляться в гаражных условиях. Для этого не обязательно обращаться в автосервис. Замена помпы стоит не менее 800 рублей, термостата – 400-500, радиатора – 300-400. Суммы не такие большие, но и работа несложная. Делать своими руками или воспользоваться услугой СТО – каждый выбирает для себя сам.
Промывка системы охлаждения
В современных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется антифриз или тосол. ОЖ рано или поздно начинает выкипать, а значит, в бачке снижается ее уровень. Раньше автолюбители доливали в систему дистиллированную воду, сейчас – антифриз той же марки. Охлаждающая жидкость отводит тепло от мотора и, проходя через радиатор, охлаждается для дальнейшей циркуляции. Тосол частично смазывает элементы и узлы системы охлаждения, защищая их от коррозии.
При значительном пробеге (более 75 000 км) без замены ОЖ она практически теряет все свои свойства, постепенно темнеет, изменяется ее запах. Такие симптомы свидетельствуют и о загрязнении СОД. В любом случае потребуется замена антифриза с предварительной промывкой. Если этого не сделать, свежая жидкость быстро загрязнится, и придется повторить процедуру.
Чистка или промывка системы охлаждения состоит из двух основных этапов. Сначала нужно снять радиатор и вручную очистить его соты в виде решетки от грязи и насекомых. Лучшим для этого инструментом будет автомобильная мойка высокого давления – направленная струя быстро выбьет из сот всю грязь. При этом чтобы не повредить мягкие алюминиевые пластины, нужно обрабатывать радиатор с расстояния не менее одного метра.
На следующем этапе можно приступить к промывке системы. Так не только очищают СОД от грязи, но и удаляют ржавчину и накипь (особенно, если использовалась вода). Промывание понадобится и после решения некоторых проблем с двигателем, когда в систему охлаждения попадают моторное масло и газы из камер сгорания, что также оказывает негативное воздействие на СОД. Для очистки используются специальные средства или обычная дистиллированная вода.
Перед началом процедуры следует слить весь старый антифриз с радиатора и с блока цилиндров. Чтобы ускорить процесс, открутите крышку расширительного бачка. При этом двигатель должен быть остывшим. Промывка проводится в несколько простых шагов:
- Закрутить все сливные пробки и залить в расширительный бачок дистиллированную воду или специальный раствор для промывки.
- Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 15-20 минут, пока температура не поднимется до рабочих значений вплоть до запуска принудительного охлаждения электровентилятором. Во время работы двигателя отопитель должен работать на обогрев с максимальными оборотами.
Если температура поднимается слишком быстро, или есть другие отклонения, это может свидетельствовать о наличии воздуха в системе. В этом случае нужно избавиться от воздушной пробки любым доступным способом. Потом можно заглушить двигатель и дать ему остыть, затем слить жидкость из системы.
При сильном загрязнении следует процедуру промывки повторить и продолжить до тех пор, пока не начнет сливаться чистая жидкость. После этого можно заливать антифриз.
Чем отмывать?
Когда у автолюбителей возникает необходимость промывки системы, многие не используют воду, а также отказываются от специализированных средств. Некоторые в качестве очистителя выбирают популярный американский напиток. Да, это «Кока-кола». Вы могли слышать о чудесных свойствах данного напитка. Теперь их можно проверить.
Если после того, как вы промыли систему, вас все еще не устраивает ее работа, тогда это не засорение и нарушение циркуляции. Здесь может быть масса различных причин.
Итак, мы выяснили конструкционные особенности данной системы охлаждения. Чтобы не заниматься промывкой СОД слишком часто, необходимо с умом подходить к выбору ОЖ. А чтобы уберечь систему от засоров, можно воспользоваться фильтрами.
Способы доработки СОД
Любой отечественный автомобиль не может считаться совершенством в техническом плане и ВАЗ 2110 – не исключение. Система охлаждения может работать лучше, если провести тюнинг:
- Установка термостата на 6 отверстий – температура охлаждающей жидкости поддерживается на стабильном уровне.
- Установить СОД от Лады Калина – антифриз будет прогреваться быстрее при отрицательных температурах, при этом давление снизится.
- Установка более производительного водяного насоса или монтаж дополнительной помпы – повышается скорость циркуляции антифриза.
- Замена электровентилятора на более мощный и не такой шумный – охлаждение проводится быстрее, можно отрегулировать запуск.
- Установка альтернативной прошивки ЭБУ – позволяет включать в работу электровентилятор при более низкой температуре.
Также следует использовать только качественный и проверенный антифриз или тосол, от этого зависит работоспособность и надёжность работы СОД. Система охлаждения на ВАЗ 2110 может и не самая идеальная в техническом плане, но она простая и надёжная, проблемы с ней возникают не так часто. Если своевременно менять расходные материалы, следить за уровнем антифриза и проверять систему на наличие неисправностей, можно быть уверенным в долгом сроке эксплуатации. Все работы по ремонту и замене могут проводиться самостоятельно, это не сложно. Исключение составляет лишь замена помпы, так как придется иметь дело с приводом ГРМ.
Рекомендуем почитать:
- Современный глушитель на ВАЗ 2110
- Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2110
- Ставим новые форсунки на ВАЗ 2110
- Тормозная жидкость в автомобиле ВАЗ 2110: замена
- Замена термостата ВАЗ 2110
- Памятка по замене сетки бензонасоса на ВАЗ 2110
Гнет ли клапана?
Каждый мотор в автомобиле Лада Приора гнет клапана, касается это и самого мощного агрегата номер 126 на 16. Это вам скажут в любом сервисном центре, занимающимся обслуживанием отечественных авто. Но начинающим водителям следует знать, что мотор гнет компоненты не просто так, и если соблюдать правила эксплуатации, вы не столкнетесь с этой проблемой.
Силовая установка Лада гнет детали только в том случае, если нарушены регламентные работы по замене ремня и других компонентов газораспределительного механизма (ГРМ). Мотор гнет клапана в том случае, если вовремя не были заменены ролики, ремень или водяная помпа. Когда один из этих элементов ломается, поршни номер 126 встречаются с клапанами. Из-за такой конструктивной особенности мотор гнет детали. Решение проблемы становится капитальный ремонт Лада.
Итак, задача владельца Лада Приора с двигателем номер 126 на 16 кл заключается в своевременной проверке ГРМ.
Роликам и помпе ГРМ номер 126 тоже следует уделять внимание при осмотре ремня. Ведь двигатель гнет детали даже при неисправных роликах
Иногда ремень ГРМ и его компоненты изнашиваются раньше срока – вы узнаете об этом по вибрациям из моторного отсека и неприятному скрежету. Двигатель номер 126 гнет клапана, поэтому не забывайте вовремя менять компоненты ГРМ и проводить ремонт этого узла.