Снятие и разборка выключателя зажигания
Выключатель зажигания снимаем для его замены в сборе, а также для замены контактной группы выключателя или катушки АПС. Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи. Снимаем подрулевые переключатели (см. «Снятие подрулевых переключателей»). У болтов крепления выключателя зажигания головки срезаны. Поэтому..
. отворачиваем их с помощью зубила. Ослабленные болты можно отвернуть пассатижами.
Снимаем скобу с рулевой колонки.
. и замок зажигания. Шлицевой отверткой поддеваем фиксатор колодки проводов катушки АПС.
. и отсоединяем колодку проводов катушки от колодки проводов блока АПС.
Нажав на фиксатор колодки. ..отсоединяем колодку контактной группы выключателя зажигания от колодки жгута проводов.
Крестообразной отверткой отворачиваем три винта.
. и снимаем кронштейн выключателя зажигания.
Вынимаем запорный стержень противоугонного устройства. Поворачиваем ключ в выключателе зажигания.
. и вынимаем привод запорного стержня. Вынимаем из привода пружину стержня.
. и стопор с пружиной. Выталкиваем цилиндр из корпуса выключателя.
. и вынимаем стопорный шарик.
Вынимаем цилиндр из корпуса выключателя.
Извлекаем из отверстия в цилиндре пружину стопорного шарика.
Поддев отверткой. ..выводим из зацепления две пластмассовые защелки крышки колодки проводов.
. и открываем крышку. Помечаем провода, расположенные в колодке.
Тонким шилом или жесткой проволокой отгибаем стопорные усики наконечников проводов.
. и вынимаем провода из колодки.
Снимаем с проводов изоляционную трубку.
Сжав отверткой три пластмассовые защелки. ..снимаем контактную группу с корпуса.
. и выводим провода через отверстия в корпусе.
Поддев отверткой. . выводим из зацепления три пластмассовые защелки.
. и разъединяем контактную группу.
Снимаем подвижную часть контактной группы.
Нажав на подвижный контакт и повернув его против часовой стрелки.
. снимаем его с корпуса.
Снимаем пружину контакта.
. вынимаем катушку АПС. Сборку и установку выключателя зажигания проводим в обратной последовательности. Подвижную часть контактной группы устанавливаем так.
. чтобы широкий выступ подвижного контакта был расположен напротив выступа на крышке с неподвижным контактом. . а выступ на цилиндре замка должен войти.
. в углубление на корпусе подвижной части контактной группы.
Инструмент:
- Мультиметр
- Зубило
- Молоток большой
- Плоскогубцы с узкими губками
- Гаечный ключ накидной прямой 10 мм
Детали и расходники:
- Болты с отрывными головками (4 шт.)
В цепи питания большей части электрооборудования автомобиля, кроме аварийной, звуковой и световой сигнализации, освещения салопа, габаритного света, сигнала торможения, охранной сигнализации и электропривода замков дверей, напряжение поступает через выключатель зажигания.
Для повышения противоугонных свойств автомобиля выключатель совмещен с замком, поэтому это устройство чаще называют замком зажигания. Корпус замка крепится к рулевой колонке четырьмя специальными болтами с отрывными головками.
При определенном моменте затяжки болтов головки отрываются, и после этого отвернуть болты гаечными ключами становится невозможно.
Замок зажигания дополнительно оборудован механизмом блокировки рулевого вала. После извлечения ключа из замка освобождается подпружиненная защелка. При попытке поворота рулевого колеса защелка фиксирует рулевой вал от проворачивания.
Общая схема электрооборудования ВАЗ 1118
1 — блок-фара; 2 — мотор-редуктор очистителя ветрового стекла; 3 — генератор; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — стартер; 6 — звуковой сигнал; 7 — датчик незакрытого капота; 8 — переключатель стеклоподъемника правой передней двери; 9 — мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери; 10 — электронасос омывателя ветрового стекла; 11 — соединительные колодки проводов для подключения правого (переднего) динамика аудиосистемы; 12 — электропривод блокировки замка правой передней двери с датчиком незакрытой двери; 13 — датчик температуры окружающего воздуха; 14 — соединительная колодка жгута проводов для подключения к жгуту системы управления двигателем; 15 — электропривод блокировки замка левой передней двери (с датчиком незакрытой двери и выключателем центрального замка); 16 — датчик недостаточного уровня тормозной жидкости; 17 — соединительные колодки проводов для подключения левого (переднего) динамика аудиосистемы; 18 — переключатель стеклоподъемника правой передней двери (установлен на водительской двери); 19 — переключатель стеклоподъемника левой передней двери; 20 — переключатель центрального замка; 21 — мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери; 22 — блок дистанционного управления; 23 — блок управления иммобилайзером (АПС-6); 24 — монтажный блок; 25 — щиток приборов; 26 — правый боковой указатель поворота; 27 — лампа освещения вещевого ящика; 28 — выключатель лампы освещения вещевого ящика; 29 — выключатель сигналов торможения; 30 — выключатель (замок) зажигания; 31 — блок управления освещением; 32 — подрулевые переключатели; 33 — левый боковой указатель поворота; 34 — соединительные колодки проводов для подключения левого (заднего) динамика аудиосистемы; 35 — электропривод блокировки замка левой (задней) двери с датчиком незакрытой двери; 36 — электровентилятор отопителя; 37 — дополнительный резистор отопителя; 38 — переключатель отопителя; 39 — выключатель аварийной сигнализации; 40 — выключатель соленоида блокировки заднего хода; 41 — выключатель обогрева заднего стекла; 42 — соединительные колодки проводов для подключения правого (заднего) динамика аудиосистемы; 43 — электропривод блокировки замка правой задней двери (с датчиком незакрытой двери); 44 — топливный модуль системы управления двигателем; 45 — выключатель фонарей заднего хода; 46 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 47 — прикуриватель; 48 — соленоид блокировки заднего хода; 49 — соединительные колодки проводов для подключения головного устройства аудиосистемы; 50 — лампы подсветки на накладке центральной консоли панели приборов; 51 — блок управления электроусилителем рулевого управления; 52 — плафон освещения салона; 53 — задний фонарь; 54 — колодка для подключения электропривода блокировки замка крышки багажного отделения*; 55 — датчик незакрытой крышки багажного отделения; 56 — фонари освещения номерного знака; 57 — дополнительный фонарь сигнала торможения; 58 — элемент обогрева заднего стекла; 59 — лампа освещения багажного отделения.
Конструкция
Замок состоит из механической и электрической частей. Коротко о конструкции каждой из них:
- Механическая часть представляет цилиндрический механизм, повернуть который можно только предназначенным именно для него ключом. Кроме того, сюда можно отнести и противоугонную защелку, предотвращающую поворот руля.
- Электрическая часть состоит из клемм и контактов, соответственным образом замыкающихся при каждом повороте ключа. Для этого она соединена с механикой замка. Контактов всего три. На один из них, тридцатый, подается плюс, непосредственно от аккумулятора. Остальные два (15 и 50) предназначены для включения потребителей и стартера, соответственно. Для ограничения тока через пятидесятый контакт, в его цепь включено реле. Через его контакты, а не через замок зажигания «Калины» запитывается стартер.
Антенна иммобилайзера расположена в декоративном кольце прикрывающем ЗЗ. Она реагирует на транспондер ключа, вставленного в замок. Иммобилайзер распознает только свой, уникальный, сигнал и дает разрешение блоку управления на запуск двигателя.
Инструкция программирования ключа в Лада Калина, Приора, Гранта и т.д.
- Закрыть все двери. Включить зажигание обучающим ключом и подождать во включенном состоянии не менее 6 секунд.
- Выключить зажигание. Сигнализатор в блоке контрольных ламп должен быстро мигать (с частотой 5 раз в секунду) все время, пока правильно выполняется процедура обучения. Прекращение быстрого мигания лампы означает неправильное действие, выход за рамки временного интервала или неисправность. Вынуть обучающий ключ из выключателя зажигания.
- Пока мигает лампа сигнализатора (около 6 секунд), вставить ПДУ и включить зажигание. Зуммер иммобилайзера должен выдать три звуковых сигнала.Если зуммер не зазвучал, и мигание сигнализатора прекратилось, то это значит:-был превышен временной интервал 6 секунд и необходимо повторить процедуру обучения, начиная с п.1;-иммобилайзер неисправен
- Подождать 6 секунд, пока зуммер выдаст еще два звуковых сигнала и выключить зажигание.
- Если необходимо обучить второй ПДУ, то следует еще раз выполнить пункты 3…4, используя для включения зажигания второй обучаемый ПДУ. Если нет — продолжить выполнение с пункта 6.
- После выключения зажигания в течении не более 6 секунд, пока мигает сигнализатор, вынуть ПДУ, вставить обучающий ключ и включить зажигание. Зуммер должен выдать три звуковых сигнала. Подождать 6 секунд пока зуммер выдаст еще два звуковых сигнала.
- Выключить зажигание, не вынимая обучающий ключ, подождать 6 секунд до подачи зуммером одиночного звукового сигнала. Сигнализатор должен замигать в два раза быстрее.Если звуковой сигнал не прозвучал, и мигание сигнализатора прекратилось, следует вернуться к выполнению п.1 и повторить процедуру обучения. Если произошел повторный сбой при выполнении п.7, это значит, что контроллер ЭСУД был обучен ранее с другим ключом, в это случае следует заменить контроллер.
- После подачи зуммером одиночного звукового сигнала, не позднее чем через 3секунды, включить зажигание на 2…3 секунды и затем выключить (после включения зажигания зуммер подаст три звуковых сигнала, и сигнализатор прекратит мигание).Должна мигнуть аварийная сигнализация и «бибикнуть» сигнал автомобиля.
- Вынуть обучающий ключ. Подождать с выключенным зажиганием не менее 10 секунд. Вставить рабочий ключ и включить зажигание. Подождать 6 секунд, если сигнализатор не замигал произвести пробный запуск двигателя, двигатель должен запуститься. Если сигнализатор замигал выключить зажигание и подождать не менее 10 секунд.Включить зажигание. Сигнализатор не должен мигать, а двигатель должен запускаться.Если после включения зажигания через 6 секунд сигнализатор загорается постоянным светом, то процедуру обучения необходимо повторить, начиная с п.1.
Неисправности ЗЗ
Чаще всего повреждения замка зажигания «Калины» связаны с его механической частью. В этом случае невозможно повернуть ключ в нужное положение. Неисправность не возникает, что называется, на ровном месте. Как правило, в течение нескольких месяцев наблюдаются частые заедания ключа, которые устраняются его покачиванием в личинке.
Редко, но бывают случаи выхода из строя и электрической составляющей замка зажигания «Лады-Калины». В основном они сводятся к отсутствию контакта при включении. Характерно это только для замков с большим сроком эксплуатации. Правда существует еще одна распространенная причина подгорания контактов – сам автовладелец.
Устанавливая дополнительное оборудование, хозяин машины не учитывает, что максимально допустимая нагрузка на контакт 15, всего 19 ампер. Этого вполне хватает для штатных потребителей, но дополнительные световые и звуковые приборы, особенно установленные кустарно, замок уже не выдерживает. Контакты начинают искрить и со временем выходят из строя. Поэтому устанавливая дополнительное оборудование, нужно обязательно использовать для его питания, дополнительное реле.
Общие сведения
Предназначение ЗЗ «Калины», ничем не отличается от других автомобилей, – включение зажигания и управление стартером двигателя. Он снабжен механической блокировкой и защитой от повторного включения стартера, без выключения зажигания. Это позволяет защитить венец маховика и бендикс от случайного поворота ключа. Имеется и электронная защита в виде иммобилайзера, антенна которого интегрирован в ЗЗ.
Замок зажигания «Калины» имеет 3 положения, каждое из которых расписано в таблице.
Габаритные огни, магнитола, аварийная сигнализация, стоп-сигнал, лампа плафона
Система зажигания автомобиля, ближний и дальний свет, отопитель, омыватель и дворники, указатели поворота, бензонасос.
Ключ можно вытащить только в нулевом положении. Чтобы не забыть его в замке, при выключенном двигателе, предусмотрена звуковая сигнализация, включающаяся одновременно с открытием водительской двери.
Признаки неисправности
Основные симптомы повреждения ЗЗ чаще всего очевидны:
- Не поворачивается ключ замка зажигания «Калины». Не следует думать, что он может заклинить только в положении «0». Иногда наоборот, автомобиль невозможно заглушить, потому, что ключ не возвращается в нейтральное положение.
- Не работает ряд приборов, в том числе, не горят контрольные лампы на панели.
- Не крутит стартер.
- Появляются постоянные перебои при движении, с пропаданием показаний контрольных приборов.
- Лампы панели приборов загораются после нескольких оборотов поворотов ключа в одну и другую сторону.
Процедура обучения
Выполнение процедуры обучения приводит к следующим последствиям:
- контроллер управления двигателем активизирует противоугонную функцию, если она не была активизирована;
- система изменяет свой пароль на новый, выбранный случайным образом;
- в обучающий ключ записывается новый пароль системы;
- стираются из памяти все ПДУ, которые были до этого обучены;
- в память заносятся коды тех ПДУ, которые были обучены в данной процедуре обучения.
Процедура обучения применяется в следующих случаях:
- активизация противоугонной функции в контроллере (например, в новом автомобиле или замене неисправного контроллера);
- стирание старых и обучение новых ПДУ при утере;
- смена пароля системы, если владелец допускает, что пароль его системы мог быть считан (например, при продаже автомобиля от одного владельца другому)
- обучение ПДУ при замене неисправного иммобилайзера на новый.
Обучать можно только новые ПДУ или те, которые до этого были обучены при помощи обучающего ключа, используемого в данной процедуре обучения. Обучить в свой автомобиль ключ ПДУ с другого автомобиля — невозможно.
Внимание: ввиду важности обучающего ключа не рекомендуется пользоваться им для повседневных поездок, его необходимо хранить в надежном месте. Перед началом процедуры обучения заправить в автомобиль хотя бы 10л бензина, чтобы не путаться в писках
Перед началом процедуры обучения заправить в автомобиль хотя бы 10л бензина, чтобы не путаться в писках.
Отремонтировать или купить новый
На этот вопрос нет однозначного ответа. Дело в том, что очень трудно найти новую контактную группу на ЗЗ «Калины», в отличие от классики, «Самары» и десятого семейства. Поэтому приходится ее ремонтировать, что без наличия опыта, навыков и желания – не самая лучшая затея. Чаще всего владельцы устанавливают новый ЗЗ, купив его в сборе.
В этом случае необходимо учесть, что замок зажигания «Калины» с иммобилайзером, который не будет реагировать на новый ключ и машину не удастся завести. Выход конечно есть. Можно переобучить иммобилайзер под новый ключ. При этом придется поменять еще и личинки на дверных замках.
Можно поступить проще – возить с собой два ключа. Правда непонятно, стоит ли их держать на одной связке. Поэтому самое разумное будет изготовить новое «жало» и установить его на старый ключ. Кстати говоря, оно может входить в комплект поставки нового замка.
Об установке личинки
Замок сломан, не позволяет завести автомобиль, вовсе не поворачивается или крутится с трудом, ключ застревает в скважине. Все это говорит о том, что необходим ремонт личинки замка зажигания. Возможно, проблема решится простой смазкой.
Достаточно использовать очиститель контактов. Подойдет даже тот, что предназначен для клемм аккумуляторной батареи. Это очень эффективное средство. Для ремонта механизм необходимо разобрать. Извлечь личинку непросто. Иногда приходится удалять фиксатор механическим грубым способом. Когда элемент удален, личинка легко демонтируется из корпуса замка.
Замена замка зажигания
Как всегда, если работа связана с электричеством, начинать ее нужно с отключения минусовой клеммы аккумулятора. Из инструмента потребуются фигурная отвертка и небольшое зубило. Необходимо заранее купить замок зажигания. При этом нужно учитывать наличие иммобилайзера. Если все готово, можно переходить к замене. Последовательность действий следующая:
- Открутив пять болтов, снимаем декоративный кожух рулевой колонки. Шурупы разные, поэтому лучше запомнить, какой, где стоял. Кроме того, чтобы снять кожух нужно опустить вниз рукоятку регулировки рулевой колонки.
- Замок зажигания закреплен на двух хомутах, стянутых болтами, которые невозможно открутить ключом. Поэтому придется воспользоваться зубилом. Его нужно упереть в шляпку и аккуратными, но довольно сильными ударами откручивать его до тех пор, пока не станет возможным делать это руками. То есть, зубилом нужно не срубать болт, а использовать его как аналог ключа.
- Таким образом, придется открутить все 4 шурупа.
- Замок останется висеть на проводах.
- Отключаем электрические разъемы, и замок зажигания легко снимается.
- Установка производится в обратной последовательности.
Стоит отметить, что данная последовательность действий аналогична для всех модификаций автомобиля, в том числе для замка зажигания «Калины 2», выпускаемой с 2013 г.
Как отключить иммобилайзер своими руками?
Существует вариант временного отключения иммобилайзера, который может потребоваться при установке сигнализации с автозапуском.
Для установки системы обхода применяется:
- Блок управления с заложенным в него ключом или меткой. Используется закладка ключа или чипа в устройство, которое находится в глубине приборной панели. При активации автозапуска реле сигнализации задействует блок и двигатель пускается в обход основной схемы.
- Блок бескючевого обхода иммобилайзера. Ставится отдельное устройство управления, которое эмулирует ключ зажигания с чипом.
Еще один способ отключения иммобилайзера на Калина зависит от типа ЭСУД (блока управления).
Блок Bosch М7 4
Перед тем как приступить к выполнению операции на автомобиле с блоком Bosch М7.4 необходимо подготовить:
- компьютер или ноутбук с предустановленной программой Winflashecu v.1.14 (дистрибутив доступен для свободного скачивания);
- адаптер и шнур K-Line, например, VAG-COM 409.1;
- заранее скачанное программное обеспечение для блока с отключенной поддержкой иммобилайзера;
- несколько проводов с различной длиной.
Чтобы отключить иммобилайзер на Калине, нужно выполнить следующие действия:
- Снять провода с клемм аккумулятора и отключить колодки жгутов проводки с блока ЭСУД, установленного под капотом автомобиля. Для отключения необходимо демонтировать защитную верхнюю крышку и вытянуть плоский фиксатор разъема. Все работы ведутся на колодке с большими размерами. Малую колодку можно не отключать от блока.
- Вставить провод в контакты А4 и В2 со стороны жгута. Эти кабели будут использоваться для дополнительной подачи положительного напряжения 12 В. Для этого их соединяют с клеммой батареи через промежуточный выключатель.
- Установить разъем на место и застегнуть фиксатор.
- Подключить адаптер к диагностическому разъему, расположенному в салоне. Разъем находится под пластиковой крышкой, установленной на центральной консоли.
- Установить в настройках компьютера скорость передачи данных 38400 бит/сек.
- Запустить приложение Winflashecu и выбрать в диалоговом окне номер порта, скорость (38400 бит/сек) и тип блока М7.4. В правом нижнем углу окна будет надпись «Нет связи».
- Подать дополнительное питание на пины А4 и В2.
- Включить зажигание. Уведомление «Нет связи» должно смениться на «Связь с ЭБУ» и станут активны кнопки запуска операций.
- Прочитать данные EEPROM (программное обеспечение блока) и сохранить их на жесткий диск компьютера.
- Выбрать новое программное обеспечение и загрузить его в память блока при помощи кнопки «Запись EEPROM».
- Дождаться подтверждения успешности загрузки.
- Закрыть программу и выключить зажигание.
- Снять провода дополнительного питания.
- Проверить возможность запуска автомобиля ключом без чипа. Знак иммобилайзера будет зажигаться на комбинации приборов при пуске и гаснуть через несколько секунд.