Тормозная система автомобиля требует своевременного контроля для выявления возможных неисправностей и каждые полгода необходимо выполнять ее проверку.
Стандартный ремкомплект тормозных трубок для ВАЗ 2110. |
Лучше всего приурочивать ее к окончанию зимнего периода, как наиболее сложного в эксплуатации. Дорожное покрытие в зимний период подвергается обработке химическими реактивами, агрессивно действующими на все элементы кузова, в том числе и на систему тормозов.
При проверке тормозной системы нужно проверить состояние трубопроводов для тормозной жидкости, тормозные шланги, их крепление, а также и состояние тормозных колодок. При этом на тормозных трубках не допускаются трещины, потертости наружного покрытия, вздутия, утечка тормозной жидкости и другие повреждения.
Проверку желательно проводить с использованием мощной лампы и зеркала, чтобы можно было выявить любую неисправность. Своевременно выполненная замена изношенных элементов тормозной системы будет служить гарантией вашей безопасности.
Если в процессе проверки будут выявлены повреждения тормозных шлангов или трубопроводов, то потребуется обязательная замена тормозных трубок ВАЗ 2110 и шлангов.
Чаще всего приходится менять тормозные шланги по истечении определенного пробега, а именно в районе 70-100 тыс. километров пробега или же при обнаружении их неисправности. Тормозные трубки служат достаточно долго и замена тормозных трубок ВАЗ 2110 возникает при их коррозии или механическом повреждении.
Для замены необходимо приобрести комплект тормозных трубок ВАЗ 2110. При этом можно приобрести как уже согнутые по нужной конфигурации тормозные трубки, либо просто прямые, которым нужно будет придать профиль снятых тормозных трубок.
Видео замены тормозных трубок на переднеприводных автомобилях ВАЗ. Посмотрев это видео, можно сказать, что замена тормозных трубок ВАЗ 2110 в домашних условиях не представляет особой трудности. |
Лучше приобретать готовые (согнутые на заводе) трубки, что заметно упростит сам процесс их замены.
Если будут приобретены прямые тормозные трубки, то потребуется инструмент для их сгибания (можно воспользоваться пружиной с подходящим внутренним диаметров, куда должна войти трубка при сгибании). Более надежными являются стальные двухслойные тормозные трубки.
Экономичнее будет приобрести неформованную медную магистраль, но ее нужно будет самостоятельно выгибать, соблюдая все необходимые размеры, что потребует большего времени для замены.
Для работы понадобится смотровая яма или эстакада. Выполнение замены просто на ровной площадке с помощью домкрата, также возможно, но достаточно трудоемко и опасно в плане безопасности работы.
Для замены неисправных тормозных шлангов или трубок понадобится специальный ключ для работы с тормозной системой ВАЗ 2110, как дополнение и газовый ключ (первый номер) для рас соединения штуцеров на главном тормозном цилиндре, рабочих цилиндрах, а также в соединениях тормозных шлангов.
Необходимо также иметь набора гаечных ключей на: 10, 13/14, 17 мм, состав ВД 40 или аналогичный и новую тормозную жидкость.
Порядок работы по замене тормозных трубок ВАЗ 2110
- Перед началом замены нужно отсоединить клемму от аккумуляторной батареи для безопасности выполнения работы;
- Замену тормозных трубок необходимо производить начиная от главного цилиндра тормоза поочередного до каждого колесного цилиндра;
- Ослабляются болты крепления колес и автомобиль поднимается домкратом на удобную для работы высоту;
- Поочередно отдаются штуцера тормозных трубок от главного цилиндра тормоза и отверстия закрываются заглушками;
- Трубопровод аккуратно освобождается от пластиковый и металлических креплений по направлению к определенному колесу. Защитный пластиковый короб нужно снять;
- Откручивается штуцер тормозного шланга на колесе, где выполняется замена трубки и поврежденная магистраль снимается;
- Новая тормозная трубка устанавливается в противоположном направлении «идя» от колеса к главному цилиндру тормозов;
- Ставятся на свои места все держатели трубки, поврежденные при демонтаже заменяются новыми;
- Новый трубопровод продувается сжатым воздухом и выполняется его соединение.
Когда нужна замена трубок и других элементов тормозной системы?
Тормозные трубки меняются достаточно редко. Необходимость в этом возникает только в случае, если машины эксплуатируется уже долгое время, в неблагоприятных условиях, способствующих развитию коррозии, или в случае каких-либо механических повреждений.
Состояние этих узлов можно оценить самостоятельно, заглянув под кузов автомобиля, или приведя вашего “железного коня” на осмотр мастерам из сервисного центра. Согласно регламенту диагностика всех узлов тормозной системы должна проводиться не реже, чем 1 раз в год, желательно в конце зимнего периода. Можно совместить осмотр с очередной заменой с масла.
Резиновые шланги на всех колесных цилиндрах подлежат замене независимо от их состояния каждые 70-100 тыс. км. пробега. Магистрали трубопровода заменяются только по мере необходимости.
Для осуществления работ Вам понадобятся следующие инструменты:
- Домкрат;
- Крестовые отвертки;
- Набор гаечных ключей на: “10”, “14”, “17”;
- Зажимной ключ на “10”;
- Зажимные плоскогубцы;
- Баллонный ключ;
- Антикоррозионный состав;
- Тормозная жидкость (для пополнения системы).
Что нужно учитывать?
Устройство тормозной системы и принцип ее функционирования практически идентичны для всех моделей автомобилей. Соответственно, методика ее реставрации также одинакова для всех марок транспортных средств.
Все работы по ремонту трубопровода можно осуществить на ремонтной яме, эстакаде или на ровной площадке, приподняв машину при помощи домкрата.
Комплект трубок можно приобрести в любом автомагазине. Вы можете заказать уже согнутый нужным образом трубопровод заданной длины специально под конкретную модель автомобиля. А можете купить универсальную медную магистраль, а затем самостоятельно придать ей необходимую форму и длину. Последний вариант экономичнее, однако, и возни при этом значительно больше.
Основные этапы замены тормозных трубок на ВАЗ 2109, 2110
Заменить линии трубопровода вы можете осуществить в направлении от главного тормозного цилиндра к каждому колесу по следующей схеме.
- Отсоедините клеммы аккумулятора.
- Приподнимете машину на нужную вам высоту с помощью домкрата.
- Снимите колеса автомобиля.
- С помощью ключа на “10” открутите гайку крепления трубки к главному цилиндру и установите в отверстие подачи заглушку попадания в него пыли и грязи.
- Аккуратно высвобождайте трубопровод по направлению к колесам. Снимите защитный пластиковый короб и выньте магистраль из металлических и пластиковых держателей. Старайтесь делать это внимательно, чтобы не повредить клипсы.
- Открутите штуцер тормозного шланга и снимите поврежденную магистраль.
- Начинайте монтаж новой трубки в противоположном направлении: от колесного к главному цилиндру.
- Установите все держатели на место, по необходимости заменив изношенные или поврежденные при ремонте детали.
- Продуйте трубопровод сжатым воздухом, присоедините его к системе и проведите прокачку тормозной системы по инструкции, пополнив по необходимости, объем недостающей в жидкости.
Замена тормозных трубок на ВАЗ 2110
Наиболее важной системой любого автомобиля является тормозная. Именно она гарантирует полную управляемость автомобиля на дороге и как следствие — безопасность для пассажиров и водителя. ВАЗ 2110 не является исключением.
У ВАЗ 2110 тормозная система состоит из тех же частей, что и у большинства современных автомобилей с гидравлическим приводом тормозной системы:
- Педаль тормоза (именно на нее воздействует водитель при необходимости торможения).
- Усилитель тормозов (увеличивает тормозное усилие и передает его в главный тормозной цилиндр).
- Главный тормозной цилиндр (формирует давление тормозной жидкости в системе и передает его на тормозные цилиндры колес).
- Тормозные цилиндры колес (непосредственно вызывают работу тормозного механизма — прижимают тормозные колодки с нужной силой к тормозному барабану).
- Соединительные тормозные шланги (предают тормозную жидкость из трубопроводов в тормозные цилиндры колес).
- Тормозные трубопроводы (передают тормозную жидкость из главного тормозного цилиндра в тормозные цилиндры колес — здесь в системе передачи присутствуют и тормозные шланги).
Как ясно из приведенной схемы — важнейшая роль по передаче тормозного усилия (посредством тормозной жидкости) принадлежит тормозным трубопроводам и соединительным тормозным шлангам.
Именно они наиболее часто и нуждаются в замене. Хотя и сделаны из совершенно разных материалов.
Материалы
Содержание
Тормозные шланги для ВАЗ 2110 изготавливаются из специальной многослойной армированной резины, сохраняющей свою эластичность при критических температурах эксплуатации. На обоих оконечностях любого тормозного шланга есть специальные фитинги. Их функция — соединение с одной стороны с тормозным трубопроводом, а с другой — с колесным тормозным цилиндром.
Тормозные трубопроводы для ВАЗ 2110 изготавливаются всегда из металла. В каждом конкретном случае это может быть:
- Медь (большинством автолюбителей считается наиболее предпочтительным материалом для тормозных трубок — так как способна выдерживать большие давления по сравнению со сталью аналогичной толщины. Причина этого — пластичность).
- Алюминиевый сплав (по качествам нечто среднее между медью и сталью, но часто его путают с просто оцинкованной или покрытой каким-либо другим составом для защиты от коррозии сталью).
- Сталь (более дешева, чем медь. Но обладает большей хрупкостью и склонна быстро корродировать).
Частые причины замены
Наиболее частые причины замены тормозных трубок:
- Засорение (из-за попадания в тормозную жидкость грязи).
- Механическое повреждение (большая часть тормозных магистралей защищены специальными деталями, но это не панацея — иногда трубки просто срезает).
- Коррозия (в этом случае не помогают и защитные покрытия — трубка перестает держать давление и дает течь).
Алгоритм замены тормозных трубок на ВАЗ 2110
Процесс замены тормозных трубок на ВАЗ 2110 состоит в последовательном демонтаже 8 старых и размещении на их место новых трубок.
Рассмотрим это поэтапно:
- С помощью большой резиновой медицинской груши или большого медицинского шприца откачивают тормозную жидкость из тормозного бачка.
- Используя необходимый инструмент, демонтируют защитные элементы и крепления тормозной магистрали к днищу автомобиля.
- Откручивают фитинги ключам нужного номера. При необходимости фиксируют второй фитинг другим ключом на противоходе.
- Демонтируют старые тормозные трубки. На их место размещают новые.
- Фиксируют, с помощью крепежных элементов, к днищу автомобиля новые тормозные трубки. Устанавливают защитные пластины.
- Заливают в тормозной бачок новую тормозную жидкость. «Прокачивают» систему.
Как видно из описания весь процесс довольно прост. Но есть и несколько важных нюансов.
Важно!
- При монтаже соразмеряйте свои усилия с материалом тормозной трубки — стальные, в отличии от медных или алюминиевых, выдерживают лишь небольшие изгибы 1-2 раза. После этого они просто лопаются. Сгибы часто используют для подгонки тормозной трубки по длине.
- Помните, что слитую тормозную жидкость ни в коем случае нельзя повторно использовать. В систему нужно заливать только новую!
- При замене задних тормозных трубок, ведущих к задним колесам ВАЗ 2110, не забудьте вернуть на место в систему так называемый «колдун» (правильное техническое название — «регулятор тормозного момента гидравлической системы»). При его отсутствии торможение приводит к потере управляемости автомобилем).
- Иногда, когда речь не идет о полной замене тормозных трубок, а необходимо лишь устранить засор в одной из них, — используют частичный демонтаж без слива тормозной жидкости. Для этого в местах отсоединения тормозной трубки систему герметизируют с помощью подходящих колпачков (для магистрали и цилиндра) и болтов (для тормозных шлангов).
И в заключении нужно еще раз напомнить о необходимости так называемой «прокачки» тормозной системы ВАЗ 2110 — здесь понадобится помощник.
Особенности замены тормозных шлангов
При замене тормозных трубок на ВАЗ 2110 не лишнем будет проверить состояние эластичных шлангов. Если вы заметили на них даже незначительные трещины и механические повреждения, замените их. Также установите новые шланги в случае, если ресурс работы старых уже превысил положенный лимит.
Схема замены эластичных шлангов состоит из следующих шагов:
- Хорошо прочистите металлической щеткой цилиндр, при необходимости обработав его жидкостью для снятия ржавчины;
- Гаечным ключом на “14” открутите штуцер колесного суппорта;
- Заглушите отверстие суппорта во избежание попадания в него грязи;
- С помощью гаечных ключей на “17” и на “10” отверните штуцер и отсоедините шланг от трубки;
- Снимите скобу-держатель эластичного шланга;
- Установите новый шланг в последовательности от трубки к суппорту.
Замена описанных выше элементов тормозной системы — дело не очень приятное. Однако, если вы собираетесь заменить трубопровод и шланги, радуйтесь, что в ближайшее время этого делать не придется.
Тормозная система появилась еще на первых автомобилях. Ее наличие стало залогом безопасности водителя и пассажиров. Первая тормозная система не имела сложного механизма действия и состояла из нескольких механических частей, которые создавали необходимое трение на привод колеса для его последующей остановки.
Вторым этапом в развитии тормозной системы стало применение законов гидравлики. При таком способе торможения взаимодействие педали тормоза и рабочих частей тормозной системы осуществляется с помощью специальной жидкости, получившей название – «тормозной жидкости» (или сокращенно ТЖ). Тормозная жидкость позволяет добиться более эффективной остановки транспортного средства. Кроме того, применение тормозной жидкости смягчило нажатие на педаль тормоза и сделало управление автомобилем более удобным.
Для успешной циркуляции тормозной жидкости от системы привода тормоза до рабочих частей осуществляется посредством специальных трубок. Изначально, они были выполнены в виде шлангов, но, так как были малонадежны, на смену им пришел другой материал.
Замена тормозного шланга ВАЗ 2110
Тормозные шланги, выполненные из качественного материала, как правило, имеют высокие сроки эксплуатации. Тормозные шланги ВАЗ 2110 какие лучше? Те, которые сделаны из качественной резины и желательно от известного производителя.
Причины, по которым эта деталь выходит из сроя, следующие:
- Автомобиль не новый.
- Его пробег составляет несколько десятков тысяч километров.
- Машина длительно находилась в простое.
Что необходимо для замены шлангов
Содержание
Для того, чтобы поменять тормозные шланги на ВАЗ 2110, необходимо иметь:
- ключ для штуцеров тормозных трубок;
- отвертку;
- гаечный ключ.
Где находится деталь
Если автомобиль переднеприводный, то спереди его и сзади будут расположены по 2 тормозных шланга ВАЗ 2110. Чтобы добраться до передних тормозных шлангов, достаточно снять колеса. Для того чтобы найти задние тормозные шланги, необходимо воспользоваться смотровой ямой и выкрутить крепежные гайки.
Расположение тормозного шланга ВАЗ 2110
Сроки замены
Каждый раз, когда возникает необходимость снять передние колеса, стоит проверять состояние шлангов. Нет установленного пробега авто, необходимого для замены. Хотя ВАЗ советует их менять через 125 000 км., либо через 5 лет после эксплуатации. Но стоит понимать, что шланг может прийти в негодность намного ранее. За деталью следует следить. Если на ней обнаружилась сильная потертость, вздутие, трещина, расслоение резины, тормозной шланг необходимо быстро заменить.
Замена
Перед началом замены тормозного шланга ВАЗ 2110 бачок следует максимально заполнить и следить, чтобы уровень жидкости в нем не уменьшался.
Для того чтобы заменить передние шланги ВАЗ 2110 необходимо:
- Снять колесо.
- Открутить тормозной шланг там, где он крепится к тормозной трубе. Для удобства на место соединения можно брызнуть WD-40 и гаечным ключом захватить гайку тормозного шланга ВАЗ 2110 с резьбой. Затем при помощи специального ключа выкрутить штуцер.
- Должна потечь тормозная жидкость. Чтобы она не вытекала, колпаком закрывают штуцер.
- Выкручивают шланг снизу.
- Снимается уплотнительная шайба. Она также подлежит замене.
Такие же действия производят и с задними тормозными шлангами.
Установка детали производится в обратном порядке. Важно следить, чтобы не произошло перекручивание шлангов. Чтобы это определить, нужно смотреть на цветную полоску, нанесенную на детали.
В конце работ нужно прокачать тормоза. Если менялся лишь один тормозной шланг, прокачивается та сторона, на которой была замена.
Для прокачки нужно залить тормозную жидкость в бачок до уровня. На 8 рабочем тормозном цилиндре открутить штуцер, и одеть шланг. Второй конец детали опустить в бутылку с небольшим количеством тормозной жидкости. Необходимо будет привлечь помощника.
Он садится на место водителя и несколько раз нажимает на педаль тормоза. Из трубки, опущенной в бутылку с тормозной жидкостью, должны пойти пузырьки воздуха. Если пошла жидкость, педаль тормоза остается нажатой, а штуцер на 8 затягивается.
Теперь педаль тормоза можно отпустить. Место прокачки и соединений очистить от загрязнений и еще несколько раз нажать на педаль тормоза. Важно, чтобы не было протечки тормозной жидкости.
Устройство и принцип работы тормозных трубок
Торможение автомобиля осуществляется с помощью нажатия на педаль тормоза. Рычаг педали воздействует на вакуумный или любой другой усилитель, который создает необходимое давление на тормозную жидкость. Жидкость сжимается и уходит в зону, где это давление минимально. Она попадает в тормозные трубки, по которым направляется к рабочим частям тормозной системы. Жидкость оказывает давление на привод тормозных колодок, и они сжимаются. При ослаблении нажатия на педаль тормоза, давление в усилителе уменьшается, а пружинный привод тормозных колодок разжимает их и отправляет жидкость обратно в усилитель (зону наименьшего давления).
Прохождение жидкости осуществляется по трубкам, изготовленным из металла. Трубки отходят от вакуумного усилителя и прокладывают под машиной до рабочих частей тормозной системы. Места стыков трубок выполняются в виде резьбовых соединений, что позволяет достичь максимальной надежности при создании большого давления в системе.
Для повышения надежности тормозной системы, связь трубок осуществляется по диагонали, что позволяет использовать тормоза при отказе одной из магистралей. Так, например, из вакуумного усилителя одна трубка обеспечивает связь рабочей части тормозов переднего левого и заднего правого колеса, а вторая трубка направляет тормозную жидкость на переднее правое и заднее левое колесо. В месте соединения всех четырех трубок установлен специальный регулятор давления, который отсеивает избыточное давление из системы, чтобы оно не стало причиной прорыва магистралей.
Как выполняется ремонт тормозных трубок
Этот процесс требует от автолюбителя широких навыков слесаря и умение пользоваться специальным инструментом. Ремонт выполняется в случаях, когда нет возможности провести замену поврежденной магистрали, предполагает экономию средств на покупке новой системы трубок и продлевает срок службы старой.
Для выполнения ремонта необходимо:
1. Выкрутить поврежденную трубку из цилиндра или тормозного суппорта.
2. После отсоединения необходимо срезать поврежденный участок с помощью трубореза.
3. Зажмите трубку в 50 миллиметрах от края разреза и снимите фаску на краю трубки с помощью дрели.
4. Удалите все, что осталось от стружки и насадите в место разреза штуцер, предназначенный для соединения трубки с рабочим механизмом тормоза.
5. Вставьте край трубки в специальное оборудование и развальцуйте ее. Магистраль, подвергшаяся ремонту, подлежит продувке сжатым воздухом. И только после этого осуществляется ее монтаж с рабочим механизмом или другой системой трубопровода с помощью переходника.
Что касается длины трубки, то этот параметр зависит от модели автомобиля. На некоторых машинах тормозные трубки имеют запас, который позволяет укорачивать трубку и снова соединить с рабочим механизмом. Металл, из которого изготавливается тормозная трубка, является гибким, поэтому сложностей с ее положением возникать не должно.
Тормозной механизм переднего колеса
1 – тормозной диск; 2 – направляющая колодок; 3 – суппорт; 4 – тормозные колодки; 5 – цилиндр; 6 – поршень; 7 – сигнализатор износа колодок; 8 – уплотнительное кольцо; 9 – защитный чехол направляющего пальца; 10 – направляющий палец; 11 – защитный кожух
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных колодок. Скоба образуется суппортом 3 и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 10, которые установлены в отверстиях направляющей 2 колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 9. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4, из которых внутренняя имеет сигнализатор 7 износа накладок.
В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 8. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.