Зачем нужен дополнительный обогрев
Во время хранения автомобиля на открытых стоянках металлический кузов авто быстро остывает. Стекла изнутри покрываются тонким слоем конденсата, который позже превращается в ледяную корку. За несколько часов стоянки практически все части, включая все ряды кресел, получают температуру окружающей среды.
Регулировка отопления из салона
Утром водитель пытается быстро привести холодный автомобиль к нормальной температуре, но для такого стрессового состояния машины одной печки будет мало. Даже если начинать движение на плохо отогретом автомобиле, то для выхода его в нормальный температурный режим, можно прождать не один час.
Если с самого начала у холодного автомобиля забирать все тепло на обогрев салона, то на выход мотора в штатный температурный режим не будет хватать тепла, а, значит, у силовой установки будет все меньше тепла для салона и без дополнительной печки не обойтись.
Замерзший водитель неэффективно выполняет управление автомобилем. Он находится в стрессе и при этом может терять внимание и контроль за дорогой. Это может привести к аварийным ситуациям.
Установка дополнительной печки в салоне ВАЗ-2110
Прежде чем устанавливать новый обогревательный элемент в салоне транспортного средства, следует определиться с последовательностью выполняемых действий. Процесс инсталляции дополнительной печки можно разделить на несколько основных шагов:
- закрепление отопительного агрегата под передним сиденьем пассажира;
- разгерметизация системы охлаждения силового агрегата;
- подключение дюритовых шлангов устанавливаемого прибора в разрез системы охлаждения мотора (важно соблюсти одно правило: шланги новой печки не должны соприкасаться с трубой глушителя и деталями рулевого управления);
- сверление в моторном щитке двух небольших отверстий, диаметром около 19 мм (это необходимо для патрубков нового отопителя);
- расположение патрубков отопителя в салоне под обивкой напольного покрытия;
- выведение патрубков неподалёку от каркаса сидения для пассажира;
- установка крепёжных элементов, помогающих зафиксировать патрубки на дополнительном отопителе;
- наполнение расширительного бачка примерно парой литров тосола или антифриза;
- удаление воздушной пробки из системы охлаждения мотора;
- создание кнопки на приборной панели, посредством которой автовладелец сможет удалённо управлять новым обогревательным элементом.
Если вместе с новой печкой будет установлена дополнительная помпа, то это поможет сделать работу отопителя более продуктивной, ведь дополнительная печка использует поток тосола, который нагнетается только стандартной помпой.
Как правило, чтобы установить купленный или самодельный дополнительный отопитель ВАЗ-2110, понадобится около четырёх часов.
Достоинства дополнительной печки
Бывалые автомобилисты отмечают тот факт, что поставленный в салон дополнительный обогреватель помогает прогреть до комфортной температуры пространство в 2 раза быстрее. Вместе с тем ноги сидящих сзади пассажиров постоянно будут находиться в тепле.
Дополнительное отопительное приспособление не сказывается на красоте салона, агрегат не портит внешний вид и не мешает ногам пассажиров.
Недостатки нового обогревателя
Обновлённое отопление хоть и делает температуру в салоне авто выше привычной, имеет некоторые минусы. В частности, начинает медленнее греться тосол или антифриз, что происходит ввиду увеличения теплоёмкости системы охлаждения движка.
Кроме этого, в салоне появляется дополнительный шум, издаваемый новым отопителем, а пыль, находящаяся на полу, поднимается вверх вместе с потоками нагретого воздуха.
В летнее время особенное неудобство могут доставлять горячие шланги, расположенные под напольной обивкой, так как они начнут нагревать салон. Правда, исправить ситуацию может установка маленького крана в моторном отделе, которая должна быть осуществлена на этапе «врезки» в систему охлаждения движка. Стоит отметить, что подобного устройства (крана) в готовом отопителе нет.
При отсутствующей регулировке скорости дополнительной печки одна часть салона будет прогреваться сильнее, за счёт чего сидящий в этом месте пассажир может ощущать дискомфорт.
Создание самодельного дополнительного отопителя
Сделать самодельный дополнительный отопитель ВАЗ-2110 можно из старого радиатора печки любого другого автомобиля.
Дополнительный радиатор
Очень часто автомобилисты решают проблему обогрева салона транспортного средства с помощью еще одного радиатора и вентилятора. Он подключается к штатному отопителю, для чего проводятся дополнительные трубки к салону. Такое решение является достаточно распространенным для салонов пассажирских микроавтобусов, автобусов и фургонов, которые имеют большой объем.
Автономные отопители для микроавтобуса
К плюсам можно отнести:
- штатный принцип работы;
- эффективный и быстрый прогрев;
- возможность подбора выгодного варианта в любом автомагазине;
- более низкую стоимость, чем у аналогов.
Негативными моментами этого варианта являются:
- необходимость проведения грамотного монтажа;
- эффективность нагрева зависит от степени прогрева двигателя;
- требуются дополнительные расходники – шланги, трубки, изоляционные материалы;
- вмешательство во внешний вид интерьера;
- нет гарантий в достижении желаемого эффекта от установки;
- увеличивается объем охлаждающей жидкости.
Инструменты для установки дополнительной помпы
Модернизация отопителя ВАЗ-2115 состоит в монтаже электропомпы, которая спасет пассажиров и водителей от холода, особенно когда транспорт находится на холостом ходу двигателя.
Перед началом монтажа подготовьте такие инструменты и материалы:
- Электропомпа, подходящая от газели. Специалисты советуют именно такой образец помпы, он нагнетает тепло в салон самым эффективным образом. Внешне прибор напоминает центробежный насос, где обеспечивается отброс потока жидкости от центра периферии с помощью лопаток.
- Реле. В идеале подойдет прибор стартера или зажигания, здесь контакты разомкнуты удобнее.
- Маленькие кусочки шланга, сделанного из алюминия и армированного материала.
- Охлаждающая жидкость объемом от 2 л и более. Можно взять антифриз, тосол или на крайний случай обычную воду.
- 6 хомутов.
Рекомендуем: Срок эксплуатации трансмиссионного масла
Популярные модели автономных автомобильных отопителей
Перечислим наиболее популярные устройства, работа которых требует подключения к бортовой электросети:
- Планар 4Д – отопитель воздушного типа, работающий на дизельном топливе. Модель мощностью 4 кВт позволяет регулировать как температуру, так и скорость воздушного потока, подаваемого в салон. Модификация 4Д-12, как следует из названия, пригодна для использования на легковых автомобилях, поскольку требует подключения к 12-вольтовому аккумулятору. Более производительная модификация Планар 4Д-24 работает от 24-вольтоовых АКБ и потому может использоваться для обогрева автобусов и тяжёлых грузовиков, а также спецтехники. Потребление электроэнергии находится на уровне 4 А/час, что вполне приемлемо при использовании батареи ёмкость от 150 А/час. Стоимость обогревателя – от 190 000 рублей;
- Webasto AIR TOP 02000ST – серия востребованный автономных отопителей воздушного типа от известного мирового производителя автомобильных комплектующих. При тепловой мощности в 2 кВт эти устройства могут работать на нескольких видах горючего. Имеется возможность регулировки температуры и скорости воздушного потока. Потребление электроэнергии, как и в предыдущем случае, составляет 4 А/час, поэтому в случае использования на легковом автомобиле рекомендуется установка дополнительной АКБ ёмкостью от 75 А/час. Средняя стоимость обогревателей данной серии – 450 000 рублей;
- Hydronic B04W SC – один из немногих востребованных представителей отопителей жидкостного типа, который часто используется и как предпусковой подогреватель. Работает на бензине, тепловая мощность устройства – 4 кВт. Во время работы отопителя этот показатель можно регулировать в диапазоне 1.50-4.50 кВт. Может использоваться на авто с бензиновым мотором объёмом до 2.0 литров. Потребление электроэнергии зависит от уровня генерируемой мощности и в среднем составляет 2-3 А/час. То есть аккумулятор ёмкостью 75 А/час будет посажен примерно за 15 часов непрерывной работы. Стоимость модели стартует с отметки в 32 000 рублей;
- Trumatic E02400 – воздушный автономный обогреватель, работающий на СПГ и генерирующий тепло мощностью 2.5 кВт. В этом режиме работы потребление газа составляет 100 г/час. Важным преимуществом модели является низкое энергопотребление (порядка 2 А/час). Очевидный недостаток – сложность монтажа. Может использоваться для обогрева как легковых, так и грузовых авто. Стоит порядка 100 тысяч рублей.
Мы постарались включить в наш обзор максимальное количество разновидностей автономных отопителей с описанием их основных технических характеристик. На основании этих данных можно принять решение, какое именно устройство будет наиболее подходящим в вашем случае.
Характеристика автономного отопителя
Устройство системы автономного отопления салона авто
Начнем с характеристик бензинового, дизельного или электрического АО на 12 Вольт. Необходимо отметить, что на практике бензиновый автономный отопитель является одним из самых надежных. При надобности водитель может активировать только обогрев салона, а не все элементы транспортного средства. Автономный отопитель может быть оборудован различными функциями, в том числе таймером, а также устройством предварительного запуска. При эксплуатации АО кабина или салон транспортного средства может быть прогрет за несколько минут.
Какое устройство АО (рассмотрим на примере дизельного агрегата):
- Узел с камерой сгорания. Этот компонент является одним из основных в работе системы.
- Автономный отопитель салона оснащается собственным бензопроводом, подключающимся в общую магистраль и питающего саму систему в зависимости от того, функционирует ли мотор или нет.
- Система выхлопа, которой оборудуется автономный отопитель салона, предназначена для выпуска отработавших газов. Выпуск газа может производится за подкрылки либо под мотор.
- В комплект устройства также входят фиксаторы для его установки в моторном отсеке.
- Одним из основных элементов конструкции, которым обладает стояночный отопитель, является блок управления. Этот компонент может быть кнопочным либо дистанционным, его монтаж осуществляется в салоне транспортного средства.
- Другие элементы, предназначенные для корректной работы системы в различных условиях. Их наличие зависит от конкретного производителя.
Это очень удобная вещь, которая, к тому же, продлевает ресурс вашему двигателю!
Принцип работы
Как же работает бензиновый или электрический стояночный отопитель на 12 или 24 Вольт? Принцип работы такой печки схож с принципом работы обычного фена — система просто подогревает попадающий в салон авто воздушный поток в результате сгорания топлива. В зависимости от типа системы, расход топлива при работе составляет в районе 100 грамм в час, но этот показатель может быть другим, в зависимости от производителя (автор видео — Александр Термокиров).
Принцип работы следующий:
- Сначала, благодаря вентилятору, загоняется холодный воздушный поток из салона транспортного средства.
- Этот воздушный поток греется в камере сгорания бензинового, дизельного или электрического АО на 12 или 24 Вольт.
- После подогрева воздух опять поступает в салон.
Что касается видов АО для автомобиля, то их может быть три, в зависимости от того, какую часть авто они будут греть:
- Воздушный. Автономные воздушные отопители позволяют прогревать только воздух в салоне транспортного средства. Как правило, такой тип АО представляет собой традиционный вентилятор, просто нагревающий воздух.
- Жидкостный. Стояночный отопитель жидкостного типа предназначен для прогрева охладительной системы, если она не запускается мотором. Также он может нагревать топливную систему, что не менее важно для автомобилей, работающих на двигателе.
- Масляный. Такой стояночный отопитель предназначен для прогрева масляной магистрали транспортного средства. Эксплуатация такой системы позволит ускорить, а также упростить запуск силового агрегата в период холодов.
Комплект системы отопления салона
Также печки для прогрева кабины и салона автомобиля могут разделяться по способу питания:
- бензиновые, которые работают на бензине;
- дизельные, функционирующие, соответственно, на дизеле;
- электрические на 12 или 24 Вольт, питающиеся током.
Монтаж дополнительной печки в салон происходит в несколько этапов:
- Подготовка места для установки . Чаще всего, учитывая достаточно большие габариты устройства (в зависимости от мощности, соответственно чем мощнее тем больше по размерам) осуществляет в какую либо нишу. Так как легковой транспорт зачастую оделен свободным пространство в салоне таким место чаще всего оказывается пространство под сидением. Такое расположение позволяет помимо экономии места в салоне эффективно распределять воздушный поток и эффективно обогревать пространство; Затем необходимо проложить патрубки от устройства к штатной системе вентиляции (один подключить к заводской помпе другой с головке блока цилиндров);
- Питание чаще всего в бюджетных вариантах осуществляется посредством штатной системы (от прикуривателя) . Таким образом обеспечивается экономия на производстве, так как изделия, запитываемые от инвертора или от стационарной сети должны иметь иное устройство с дополнительными элементами, соответственно стоимость всего устройства будет выше.
На — дополнительная печка в салон автомобиля от прикуривателя:
Виды дополнительных обогревателей
Водитель может выбрать наиболее подходящий вариант из нескольких типов отопителей. Они отличаются как по способу монтажа, потребляемой энергии, так и по стоимости и внешнему виду.
Электрические приборы
Наиболее простой тип дополнительного отопления. Включается он в прикуриватель автомобиля и монтируется чаще всего на передней панели. За небольшую стоимость его любят молодые автомобилисты. Более опытные водители стараются его использовать реже, и только в качестве фена для разогрева стекол.
Положительные свойства:
- низкая стоимость прибора;
- простой монтаж, не требующий привлечения сторонних специалистов со станции;
- питание происходит от аккумулятора или генератора, без траты топлива;
- сразу после включения готов к работе;
- имеет нейтральные раскраски и неброские формы, что позволяет легко вписываться в салоны любых цветов;
- доступен практически в любом автомагазине.
Читать также: Форд эксплорер 4 поколения
Отрицательные свойства:
- существует большое количество недоброкачественных дешевых подделок, которые могут быть опасны при эксплуатации;
- на больших режимах потребляет много электроэнергии, а при длительной эксплуатации от аккумулятора может быстро его разрядить;
- негативно влияет на электропроводку, поэтому рекомендуется подключать его напрямую, более мощными проводами.
Автономные отопители
Чаще всего такая дополнительная печка в салон своими руками устанавливается на минивены, микроавтобусы, фургоны для жилья или грузовики. Питание у нее происходит от топлива. Печка оснащена самостоятельной камерой сгорания и выхлопной трубой. Из-за этого она монтируется вне салона в подкапотном пространстве. Работа прибора не зависит от мотора и поэтому называется автономной.
Положительные свойства:
- работоспособность агрегата не зависит от степени нагрева силовой установки;
- есть возможность регулировки из салона;
- не изменяет интерьер салона автомобиля;
- готова к работе сразу после запуска;
- высокая мощность отдачи.
Отрицательные свойства:
- требуется более сложный монтаж, чем при установке электрообогревателя;
- происходит дополнительный расход топлива при работе отопителя;
- стоимость выше, чем у электрообогревателя;
- появляется дополнительный шум от работы прибора.
Дополнительный радиатор
Многие ставят еще один радиатор в задней части салона. Его подключают в качестве последовательного устройства в цепи охлаждения вместе со штатной печкой. Для этого проводят трубки по салону, а затем крепят радиатор с вентилятором.
Положительные свойства:
- принцип работы такой же, как у штатного прибора обогрева;
- достаточный разогрев после выхода мотора в рабочий температурный режим;
- купить дополнительный радиатор для своей марки автомобиля можно в любом автомагазине;
- стоимость его ниже, чем автономного отопителя.
Отрицательные свойства:
- требуется грамотный монтаж и дополнительные материалы, работы (трубки, пайка, изоляция трубок);
- работа его зависит от прогрева мотора;
- потребуется нарушить обивку салона, чтобы скрыть проводку;
- не всегда получается желаемый эффект от монтажа;
- необходима дополнительная заливка антифриза в систему охлаждения.
Топливные обогреватели
WEBASTO Thermo Top Evo Comfort Plus – согреет все
Универсальный обогреватель предназначен не только для отопления салона авто, но и для ускорения запуска двигателя и быстрого выхода печки на полную мощность. Устанавливается он под капотом, поэтому имеет относительно небольшие размеры 22х9х15 см. Для работы устройство самостоятельно подкачивает топливо из системы, расходуя около 630-720 мл/ч.
- Одновременный прогрев мотора и салона авто;
- Высокая мощность 2,6-5,2 кВт;
- Есть модификации для бензиновых и дизельных двигателей объемом до 4000 см3;
- Запускает обдув уже при температуре +60 °С, а по достижении +80 °С автоматически переходит в режим частичной нагрузки;
- Подходит для больших автомобилей с просторным салоном;
- Время непрерывной работы доходит до 60 мин;
- Поставляется в комплекте с таймером, имеющим удобный дисплей, простое управление и русифицированное меню;
- Возможность продления гарантийного срока до 2 лет.
- Дорого – комплект с пультом обойдется в 40-42 тысячи рублей, плюс еще 10 придется отдать за установку.
Описание автономного отопителя
Для начала разберем основное описание дополнительного АО салона автомобиля на 21 вольт. Такие устройства могут относиться к категории бензиновых, дизельных либо электрических, причем первые, как показала практика, считаются одними из наиболее надежных. Такое устройство может иметь множество полезных функций, в частности, оно может быть оснащено девайсом предварительного пуска, а также таймером для включения АО в определенное время. Если обогреватель будет эффективный, то на практике он, в отличие от печки, сможет прогреть салон автомобиля всего за 2-5 минут уже после запуска двигателя.
Предлагаем ознакомиться с устройством автономного обогревателя на примере дизельного двигателя:
- Основное устройство, оснащенное камерой сгорания. Здесь происходит процесс сгорания горючего, что обеспечивает хороший прогрев салона автомобиля.
- Топливная магистраль, ей оборудован каждый дизельный или бензиновый АО. Эта магистраль подключается к общему топливопроводу. Работа этой магистрали обусловлена тем, запущен ли двигатель авто или нет.
- Также автономное устройство оснащается специальной системой выхлопа, ее назначение заключается в выбросе в окружающею среду отработанных газов. В зависимости от конструктивных особенностей, выхлоп газа может осуществляться как за подкрылки машины, так и в подкапотное пространство.
- Крепления для монтажа отопительного девайса в подкапотном отсеке.
- Управляющий модуль — этот компонент считается одним из наиболее важных и основных из тех, которые имеются в конструкции. По сути, он выполняет функцию «мозгов системы». Сам управляющий модуль может быть кнопочным, в последнее время все чаще используются дистанционные версии блоков. То есть управление системой осуществляется при помощи пульта. Что касается установки, то этот компонент располагается в салоне авто.
- Также комплектация и устройство АО может включать в себя и другие детали и компоненты, которые позволят обеспечить оптимальную функциональность системы в любых условиях. Перечень этих устройств может быть разным, в данном случае все зависит от конкретного изготовителя или модели.
Принцип работы
Теперь перейдем к вопросу принципа работы печки. В целом принцип действия можно сопоставить с принципом работы бытового фена для сушки волос. В частности, девайс позволяет эффективно прогреть воздух, который поступает в салон либо кабину транспортного средства, сам подогрев осуществляется благодаря сгоранию горючего. В среднем расход горючего при функционировании стояночного обогревателя варьируется в районе 100 г в час, однако это значение может быть и более высоким, все зависит от конкретного изготовителя.
Что касается непосредственно принципа действия, то он выглядит следующим образом:
- В первую очередь запускается вентилятор, с его помощью воздух из салона машины поступает в камеру сгорания.
- Далее, осуществляется прогрев воздуха после его попадания в камеру сгорания.
- Когда воздушный поток будет прогрет, он вновь будет отправлен в салон автомобиля (автор видео — Александр Термокиров).
Разновидности
Как сказано выше, по обогревательные системы делятся между собой по способу питания на бензиновые, электрические и дизельные, однако есть еще три вида устройств.
Разновидности дополнительного обогревающего устройства
Если владелец российского транспортного средства задумывается над тем, как поставить дополнительную печку на ВАЗ-2110, то, в первую очередь, он должен знать о том, что практическое большинство существующих сейчас конструкций врезаются непосредственно в стандартную систему охлаждения силового агрегата. Распределение нагретого воздушного потока по салону осуществляется за счёт встроенного электрического вентилятора.
Дополнительная печка в салон ВАЗ-2110 может быть приобретена в магазине, однако, в целях экономии, такой агрегат можно сделать своими руками. На самом деле, в автомагазинах продаются абсолютно разные виды дополнительных отопителей. В зависимости от бюджета и предпочтений автомобилиста можно выбрать как маленькие, так и довольно габаритные конструкции. Правда, далеко не все представленные модели могут быть размещены в десятке без ущерба комфорту пассажиров. Свободного места в машине отечественного производства немного, поэтому, выбирая агрегат, предварительно следует определиться с местом его будущей установки.
Если автовладелец принял решение установить дополнительную печку под сиденьем пассажира, то приобретаемое устройство не должно быть шире 33 см, выше 20 см и иметь глубину, не превышающую 25 см.
Если выбирать оптимальное место для расположения дополнительного обогревателя, стоит остановиться на участке авто, находящемся между сидений (агрегат займёт место тоннеля), или непосредственно под передним сиденьем пассажира.
Ввиду всех перечисленных условий самодельный дополнительный отопитель ВАЗ-2110 должен быть автономным компактным агрегатом. Среди наиболее популярных моделей стоит отметить товары компании ТехноМастер, выпускаемые в Тольятти. Стоимость такого устройства колеблется в пределах 2500–3000 руб. Неплохим качеством отличаются продукты Гелиос, Ксерос и Зенит, принадлежащие фирме Эберспехер. Их стоимость только на несколько сотен может превышать ранее указанные модели.
Если автовладелец решил не тратить время и не модернизировать штатную печку ВАЗ-2110, а расположить в салоне новое дополнительное устройство, при выборе конструкции следует внимательно изучить характеристики и размеры дополнительного приспособления.
Так ли все просто
При внешней простоте принципа обогрева воздушный автономный отопитель вряд ли можно рассматривать в качестве дополнительного отопителя салона, доступного для изготовления своими руками. В условиях самодельного производства практически очень сложно выполнить требования:
- к качеству сварки элементов с учетом специфики тепловой нагрузки и деформации сопряженных элементов;
- к надежности систем управления, необходимых для работы автономного отопителя;
- к предупреждению отклонений от заданного режима горения, образования большого количества угарного газа, прогорания стенок камеры и, как следствие, смешивания продуктов горения и подогретого воздуха;
- к обеспечению контроля процедуры запуска без риска возникновения пожара.
Другой вариант организации отопления
Классическим вариантом автономного отопителя является схема, когда в отопительном устройстве одновременно собрано два контура – контур подогрева тосола двигателя и теплообменник для теплоносителя, направляемого в систему обогрева кабины.
Встречаются варианты автономной системы отопления с небольшими модификациями, имеющие в системе обогрева салона подключенную теплоизолированную емкость или бак с горячей водой. Такой бойлер играет роль одновременно аккумулятора тепла и источника горячей воды. Дополнительный насос прокачивает и нагревает емкость, работающую в режиме бойлера. Такой автономный обогреватель чаще всего применяется для передвижных жилых помещений – домов на колесах.