Нужна ли подсветка днища авто?
Светодиодное днище не несет для водителя какой-либо пользы или практического назначения. Его основная цель — привлечь внимание окружающих, чтобы другие автолюбители восхищались работой мастера. Если посмотреть на данный креатив с другой стороны, то с помощью освещения получится быстрее найти оброненные ключи или кошелек.
К сожалению, сотрудники ГИБДД тоже обращают внимание на оригинальные машины. Нужно понимать, что они обязательно остановят водителя на такой машине и попросят показать документы.
Правила установки светодиодов
Первым делом нужно сразу понять, что светодиод – это не лампа. Необходимо быть внимательным и аккуратным при процедуре замены. Ремонт электрической части авто из-за неправильных действий – вещь малоприятная. Однако ничего сложного в такой замене нет, светодиоды для авто, тюнинг которого вы уже продумали, можно установить и самостоятельно.
Напряжение и сила тока – это две основополагающие характеристики. В бортовой электросети автомобиля напряжение обычно составляет 12-13 В при заглушенном двигателе, а в заведенном состоянии — 13-14.5 В. Напряжение питания для наших ламп колеблется в районе 2-3,8 В в зависимости от цвета (уточняется у производителя). Величина тока для маломощной лампы ограничивается 20 мА, сверхмощные светодиоды достигают 350 мА.
Также необходимо учитывать, что не все светодиоды могут освещать пространство вокруг себя. Покупая новые лампы, обращайте внимание на тип линзы, которая указывает на угол рассеивания. К примеру, узконаправленные лампочки имеют маленькую линзу.
Разрешено или нет?
Многие водители не знают, разрешена ли установка подсветки днища автомобиля законом. Также их интересует, какие штрафы могут быть наложены на владельца. Конечно, многие автолюбители утверждают, что никаких конфликтов с сотрудниками ГИБДД из-за подсветки у них не было. Но иногда подобный тюнинг оценивается как намеренное изменение конструкции авто.
К сожалению, в законе нет определенного пункта, по которому есть требования относительно подсветки. Водитель имеет право вносить коррективы только после разрешения Госинспекции, но только в том случае, если они влияют на функционирование авто.
Считается, что если подсветка установлена по правилам, то никаких санкций к водителю не будет введено. В противном случае, сотрудник ГИБДД может расценить ленту как прибор, который «незаконно» передает световой сигнал. В этой ситуации водителя ждет лишение прав. Дополнительно накладывается штраф 3000 рублей.
Виды
Сегодня подсветка для автомобилей создается на основе светодиодных лент. Они не нагреваются, при этом не тускнеют и светят ярко. В продаже имеется лента самых разных цветов и оттенков. При желании автолюбители могут установить RGB-подсветку, чтобы управлять свечением самостоятельно.
Помимо LED-ленты, разрешено использование неоновой подсветки. К сожалению, она не пользуется большой популярностью из-за сложностей монтажа. Ее легко повредить. Чаще всего такой вариант устанавливается на выставочные модели авто, которые не планируют эксплуатировать.
Варианты дополнительного светодиодного освещения
Помимо оформления салона широкую популярность приобрела подсветка днища автомобиля. Светодиодная или неоновая лента, установленная под корпусом, создает эффект «парения», превращает обычный автомобиль в брутальное и стильное авто. Кроме подсветки днища, многие автолюбители украшают и другие участки:
- колесные арки;
- фары, задние фонари;
- багажник;
- радиатор.
Используются разные варианты свечения — подсветка мигает, меняет цвет, образует эффект бегущих или разноцветных огней. При этом, не следует перегружать машину световыми эффектами, иначе она будет выглядеть нелепо, раздражать зрителей и обращать на себя внимание сотрудников ГИБДД.
Неоновая подсветка состоит из линейных светильников. Они хрупкие, обладают небольшой яркостью, довольно дороги. Единственным достоинством является возможность направленной подсветки, образования сфокусированной световой полосы. В отличие от неоновой, светодиодная подсветка устойчива к механическим воздействиям, долговечна, неприхотлива и дает яркий свет разных оттенков. Монтаж LED-ленты гораздо проще и быстрее, а цена заметно ниже. Все эти преимущества определяют спрос и предпочтение пользователей.
Способы оформления
Автомобилист, устанавливая подсветку, может подобрать один из нескольких вариантов. Перечислим их:
Прямое подключение. Осветительный прибор соединяют с электрической сетью авто.
Мерцание. Для создания мигающего свечения применяют контроллер с определенной функцией.
Дистанционное. Чтобы управлять подсветкой, водитель использует пульт ДУ, либо кнопку на панели приборов.
Автономное функционирование. Работа ламп не зависит от электросети авто.
Автолюбитель может выбрать один вариант, либо сразу несколько. Это зависит от личных предпочтений.
Зачем нужен диммер
Это устройство является аналогом обычного выключателя. Его отличительная особенность – это плавность включения и выключения источника света. Данная схема с некоторых пор успешно применяется в салонах автомобилей. При этом прибор из-за маленьких размеров можно без проблем разместить не только внутри плафона, но даже спрятать в обшивке.
Диммер характеризуется следующими преимуществами:
- после закрывания дверей освещение салона меркнет и плавно выключается в течение 10 секунд;
- сама продолжительность плавного выключения составляет 8 секунд;
- при запуске двигателя свет автоматически гаснет;
- после открывания дверей освещение включается и остается в таком состоянии 7 минут.
Лампочка начинает светиться при изменении напряжения бортовой электрической сети автомобиля. Данный процесс контролируется АЦП микроконтроллера, который следит за показаниями реле обратного тока генератора.
Например, если напряжения меньше 13,6 Вольт, то это свидетельствует о выключенном двигателе. При больших показаниях этого параметра машина работает.
«Умный свет» позитивно воспринимается психологически, не утомляет глаза, поскольку отсутствует резкое включение света сразу же после закрывания дверей авто. Плавность работы осветительного прибора обеспечивает специальная электронная плата, которая монтируется в электрическую цепь салона машины.
Подробная инструкция
Монтаж подсветки днища автомобиля своими руками стоит начинать с электрических работ. Для начала придется разработать электросхему всех led-отрезков и проверить ее на работоспособность. Выделяют несколько методов подключения: параллельный и последовательный. Последний представляет собой соединение отрезков по очереди, когда к АКБ подсоединяются 2 проводка. Лучше всего такая схема подойдет в случае, когда планируется установить ленту по всему периметру дна. Параллельный метод означает, что провода от участков объединяются в параллель, на батарею выводится один провод.
Далее ленту нарезают на несколько частей, одновременно подготавливая проводки к пайке. Это необходимо для соединения всех отрезков вместе. На стыках ленту припаивают к проводу, не забывая следовать полярности. Только потом полученную схему подсоединяют к источнику питания. Если все прошло идеально, то припаянные области изолируют термоусадочной трубкой.
Что касается крепления, то здесь потребуется профиль. Его следует нарезать на отрезки, длина которых должна быть на несколько сантиметров больше участка светодиодной ленты. Запас потребуется для установки креплений провода после запаянных областей, при этом провода должны быть длинными. Дело в том, что соединенные внатяжку провода и лента могут разорваться во время вибраций. Если же длина будет слишком длинной, то произойдет провисание ленты, что повлечет неравномерное свечение днища.
Нейлоновые стяжки помогут лучше закрепить ленту. Их устанавливают в отверстиях профиля в промежутках по 10 сантиметров. Лишние концы обрезают, а готовую часть подсветки крепят к основанию саморезами.
Следующий этап монтажа заключается в соединении отрезков в одну электроцепь. Чтобы электрическая схема была прочной, все провода по отдельности пропускают внутри трубки и закрепляют с помощью стяжек. После этого придется подыскать в салоне авто место для установки кнопки включения. И в последнюю очередь требуется установка предохранителя.
Как только функциональные блоки будут находиться на своих местах, останется подключить их к системе питания. Соединять их с АКБ можно через выходы прикуривателя, либо использовать для этого другие варианты.
В аккумуляторной батарее часто высокое напряжение. Оно негативно влияет на работу светодиодов, перегружая их. Соответственно, время работы ленты сокращается. Избежать этого можно, если использовать схемы стабилизации. Их можно собрать самостоятельно.
Последний этап работы над установкой подсветки — тестирование. Находясь в гараже, водителю нужно несколько раз включить и выключить свет. Если светодиоды слишком яркие, придется заставить себя привыкнуть к этому.
Установка подсветки требует от человека знаний в электротехнической области. Если водитель не уверен, что справится, то ему стоит обратиться за помощью к специалисту.
Рекомендации для эксплуатации
Многие водители, особенно которые не жалуют тюнинг, считают, что наличие подсветки — путь к получению штрафов. На самом деле, автолюбители сами не до конца понимают, разрешена ли подсветка днища в стране или нет? Установить ее действительно можно, но по предписанным правилам. В этом случае никаких претензий к владельцу авто не будет предъявлено.
Если водитель все-таки решил рискнуть и установить тюнинговый свет, то ему нужно изучить нормативно-правовые акты, касающиеся внесения изменений в авто. Иногда сотрудники ГИБДД знают, что подсветка разрешена, но специально вымогают деньги и выписывают штрафы.
Требования к установке подсветки
Выяснив, что подсветку можно сделать с помощью разных видов лент, водитель должен уяснить требования к ее установке. Главное в монтаже LED-освещения — правильно расположить ленту, при этом передний и задний цвет должны быть определенного оттенка. Все эти правила прописаны в государственных стандартах.
Перечислим основные требования к подсветке дна:
Свет, находящийся под днищем, не может освещать участки за его пределами. «Лучи» должны иметь направление вниз, при этом яркость должна быть умеренной. Слишком яркий свет будет отвлекать других водителей от дороги.
Отраженный свет должен соответствовать определенному оттенку. К примеру, спереди разрешено использовать желтый или белый цвет. Нельзя, чтобы сзади были белые лампочки, а спереди красные или синие светодиоды.
Мерцание и работа светодиодной ленты не может совпадать с миганием служб спасения. Нельзя, чтобы цвета подсветки переливались от красного к синему.
Получается, что за верно установленную подсветку штраф не грозит. А вот за нарушение правил или за создание аварийной ситуации наказание строже.
Неоновая подсветка и закон
Сразу оговоримся, что в российском законодательстве очень неоднозначное толкование этого вопроса. Согласно Приложению к ПДД, среди неисправностей автомобиля, при которых запрещается его эксплуатация, указан п.3.1. «Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства».
Штраф можно получить за изменение конструкции автомобиля без соответствующих документов
Однако ГОСТ Р 51709-2001 среди видов внешних световых приборов не указывает «подсветку днища» или что-то подобное. Штраф же вы можете получить за то, что изменили конструкцию автомобиля без соответствующих документов. Так как разрешение на такие новшества получить вы вряд ли сможете, то в этом случае нарушаете ст. 12.5 ч.1 КоАП. В качестве меры наказания возможно предупреждение или штраф в размере 500 р. и изъятие оборудования.
СОВЕТ! Следуйте двум простым правилам, и инспекторам ГИБДД будет сложнее выписывать вам штрафные квитанции:
- Свет под днищем не направляйте в стороны, только вниз.
- Не устанавливайте в решётку радиатора и бампер синюю и красную подсветку, а сзади неон белого цвета. Красный и белый цвета подсветки не должны выходить за пределы автомобиля вперёд и назад соответственно.
Свет под днищем направляйте только вниз
Естественно, что к неоновой подсветке салона доблестным стражам порядка придраться будет гораздо сложнее.
Можно ли узаконить использование подсветки?
Если водитель думает, как сделать подсветку «по закону», то ему нужно понять, что это довольно сложно. Мало кто знает, что неоновая лента не сертифицирована, т.е. ее нельзя устанавливать на любой транспорт. Узаконить неоновое свечение не получится. Именно поэтому ее используют крайне редко.
Светодиодную ленту нельзя отнести к осветительным устройствам. На этом основании никто не может выписать штраф. Несмотря на это, led-ленты тоже не сертифицированы. Если автолюбитель, помимо установки, внесет изменения в конструкцию машины, то его также ожидает штраф (не более 500 руб). Но на практике многие инспекторы совершенно не обращают внимание на тюнинг, особенно, если он соответствует правилам.