Краш-тест Lada Kalina


Методика тестирования

Автомобиль, о котором идёт речь, разбили всего в одном краш-тесте. Это был фронтальный лобовой удар с 40-процентным перекрытием, а сам автомобиль разгоняли до 64 км/ч. Ещё раз уточним – здесь говорится о комплектации 21942-42, снабжаемой пиротехническими преднатяжителями ремней. Колёсные диски в этой комплектации выполнены из лёгкого сплава, что, в свою очередь, тоже могло повлиять на результат.

ВАЗ-21942-42 (Калина-2 Люкс)
Универсал Калина-2 Люкс, фото с официального сайта

После набора скорости кузов универсала встречается с препятствием, перекрывающим 40% пространства и расположенным со стороны водителя. Такой способ испытать автомобиль близок к методикам EuroNCAP, применяемым долгое время в Европе. Что получилось в результате, сказано в следующей главе. На самом деле, автомобиль «Лада Калина» получил 3 звезды из 4-х возможных, что не так плохо. «Гранта» в кузове «седан» заработала не намного больше баллов, а испытывали её по схожей методике.

Испытания на безопасность Лады Калины

Краш-тест Лада Калина проводился несколько раз по самым разным методикам, при этом первый выполнили еще в 2010 году. Признанный же в мире тест этого автомобиля по системе ARCAP газета «Авторевю» провела в 2015 году.

В результате проведения всесторонних испытаний на степень безопасности эксплуатации данной модели было присвоено три звезды из четырех возможных.

При этом стоит отметить, что организаторы испытания использовали в ходе его методику, схожую с EuroNCAP.

Тестировалась самая дорогая версия Лады — Люкс, однако и серия показала позже примерно аналогичные показатели, а именно попадание Калины в ДТП может привести к ушибу груди водителя и травмам его ног, а вот пассажир останется невредимым. Кроме того, было отмечена незначительная степень деформации кузова и оставшееся цельным лобовое стекло.

Второе поколение данной модели также прошло испытание на безопасность. Краш-тест Калина 2 показал такие же результаты, как и первое поколение этого семейства. Связано это с тем, что принципиальных изменений эта модификация Калины не имеет, в том числе в области безопасности.

При этом следует знать, что многие автомобильные издания или независимые эксперты проводили свой краш-тест Калина 2. Такое испытание можно интерпретировать по-разному, но оно не соответствует признанным методикам, поэтому его можно воспринимать лишь как рекомендацию, а не указание при выборе данной модели при покупке.

Кстати, изучая результаты любых тестов, стоит обращать внимание на то, какое именно испытание проведено. Наиболее распространенным является испытание на фронтальный удар, а вот провести все пять тестов могут далеко не все организаторы крашей, так как это потребует уничтожения, по крайней мере, пяти экземпляров автомобиля.

Результат испытаний

Можно констатировать, что в «Калине-2» с «автоматом» голени водителя пострадать могут. Голова манекена, который находился на водительском месте, также получила серьёзную механическую нагрузку. Но у пассажира, находившегося справа от водителя, после удара всё было в порядке. Слова иллюстрирует следующая диаграмма:

Результат краш-теста Калины-2
После фронтального удара повреждения получил один манекен

Уточним, что именно удалось наблюдать по результатам испытаний:

  • Смещение в салон педали тормоза – 141 мм;
  • Смещение рулевого колеса – 98 мм;
  • Изменение геометрии дверного проёма слева (максимальное значение) – 55 мм.

Теперь рассмотрим, что произошло с манекенами.

Тип поврежденийЗначение для водителяЗначение для пассажира
Показатель повреждений головы (HIC)540340
Изгибающий момент сил, действующий на шею, Нм28 Нм15 Нм
Сжатие рёбер, мм28 мм22 мм
Нагрузка на бедренную кость, кН1,5 кН1,2 кН
Показатель повреждений голени0,720,3

Остаётся вопрос, как менялась нагрузка на голову манекена по секундам. Ответ выглядит так:

Результат краш-теста Калины-2 (ч.2)
Нагрузка на голову пассажира и водителя

Минимальным ускорением, при котором фиксируется сотрясение мозга, является 90-100 g. В общем, поездка на «Калине-2» ничем подобным не грозит, если только не превышать ограничений по скорости.

Даже при получении сотрясений потеря сознания наблюдается редко. Однако эти слова – не повод для нарушения скоростного режима.

Теперь сравним полученные цифры с результатом краш-теста ещё одного авто – «Лада Гранта Стандарт». Коэффициент повреждений голени, например, там оказывается ниже, чем указано в нашей таблице. Его значение составляет 0,52 для водителя и 0,41 для пассажира. Возможно, наличие АКП в автомобилях LADA вносит свои коррективы.

Соответствует ли \»Калина\» требованиям безопасности?

Соответсвует ли Калина требованиям безопасности? Какова её реальная безопасность в сравнении с \»одноклассниками\»?

Когда «Калина» вышла на рынок, «Авторевю» подверг ее краш-тесту EuroNCAP. Результат был «так себе» — при фронтальном ударе 5,6 балла из 16 возможных, что неудивительно: программа EuroNCAP разработана для европейских автомобилей, требования к машине существенно выше, чем законодательно утвержденные нормы.

Плюс к этому первые «Калины» были без подушек безопасности — в такой комплектации модель в Европу не поставлялась: только «люксы» с «айрбэгами». По EuroNCAP такую «Калину» независимые эксперты не тестировали, а результат должен быть другим. Каким — рассказали и показали инженеры АВТОВАЗа.

Требования выполняются

«Калина» в комплектации «люкс» полностью соответствует современным европейским нормам по безопасности, — рассказывает начальник лаборатории краш-тестов АВТОВАЗа Александр Суненков. — Российские требования по безопасности выполняются во всех комплектациях автомобиля, в чем мы неоднократно убедились, проводя сертификационные тесты и инспекционные испытания машин. Что касается программы EuroNCAP — мы, как и многие другие европейские лаборатории, не имеем официальной аккредитации уполномо-ченного органа EuroNCAP на проведение таких испытаний. Но воспроизвести сценарий и подсчитать баллы никто не запрещает. Вот, собственно, результат».

В лаборатории под чехлом стоит разбитая красная «Калина». Такое зрелище всегда вызывает грусть, и, когда видишь обвисшие купола подушек безопасности, лишь надеешься, что все выжили. Действительно, манекены водителя и переднего пассажира, принявшие участие в краш-тесте, не только остались «живы», но и существенно не пострадали. О том, что все системы безопасности сработали четко, свидетельствуют отпечатки специальной краски с лиц манекенов на «айрбэгах».

По системе EuroNCAP фронтальный удар происходит на скорости 64 км/ч. Для сравнения: требования ЕЭК ООН предписывают проводить краш-тесты на скорости 56 км/ч, а российские стандарты ограничиваются 50 км/ч, причем удар идет не с перекрытием в деформируемое препятствие, а плашмя о бетонный куб и без манекенов. Поэтому и критерии оценки различны: если по требованиям ЕЭК ООН оценивается конструкция автомобиля и критерии травмирования манекенов, то по требованию российского законодательства оценивается лишь величина перемещения рулевого колеса. Тем не менее в сентябре 2010 г. вступят в силу принятые изменения и в российском законодательстве: в связи с введением в действие нового технического регламента о безопасности транспортных средств, требования по пассивной безопасности к новым автомобилям, выпускаемым на рынок РФ, станут европейскими.

В любом случае авария случается всегда быстро. Время удара — около 0,5 секунды. Но этого достаточно, чтобы системы безопасности «Калины» сработали. В салоне автомобиля есть электронный блок управления системой пассивной безопасности, где датчик-акселерометр постоянно считывает замедление автомобиля и в случае опасного замедления дает команду на срабатывание удерживающим системам. Сначала срабатывает пиротехни-ческий натяжитель ремня безопасности, выбирается слабина ремня и человек плотно прижимается к спинке сиденья. Это сделано для того, чтобы резко заблокировавшийся ремень не нанес удар в грудь. Затем надуваются подушки безопасности, спасая голову и шею. На пике «полета» вперед срабатывает ограничитель усилия ремня, ослабляя лямку, чтобы не поломать кости грудной клетки от сильных нагрузок… Такие устройства увеличивают шансы выжить и не пополнить ежедневную статистику ГИБДД. В «Калине» применена система безопасности фирмы Autoliv, специально адаптированная для российской модели (аналогичные устройства устанавливаются на большинстве иномарок).

В «зеленой» зоне

Итак, катапульта разогнала красную «Калину» до 64,9 км/ч и отправила навстречу с деформируемым препятствием с 40-процентным перекрытием. Сквозь яростный скрежет удара отчетливо слышен выстрел пиротехники, надувающей подушки и натягивающей ремни. Когда автомобиль остановился и дым рассеялся, стало видно: «капсула безопасности» осталась практически неповрежденной. Водительская дверь открылась без усилия. Итог фронтального удара «Калины» — уже 10,8 балла из 16 возможных. Ни у водителя, ни у пассажира не зафиксировано опасных нагрузок. На схеме воздействий на манекены нет красной или коричневой окраски: только зеленые, желтые и оранжевые цвета, означающие соответственно оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Примечательно, что высших оценок заслужила защита головы и шеи. А грудная клетка водителя благодаря преднатяжителю ремней улучшила результат на порядок. Контакта головы водителя с рулевым колесом зафиксировано не было. Пик замедления составил 71g — отличный результат («зеленая» зона — до 72g) .

Но оценка EuroNCAP (автомобиль тестировался по версии 2008 года) складывается по итогам двух ударов — фронтального и бокового. На скорости 50 км/ч специальная тележка ударила уже другую «Калину». Автомобиль отлетел, брызнули стекла. Результат этого удара, который пришелся под прямым углом в аккурат в пассажирский отсек, — 12,8 балла из 16 возможных. Специальные накладки на стойках дверей на «отлично» защитили голову (отличный результат, «зеленая» зона). Целостность салона сохранилась благодаря мощным поперечинам, проходящим под передними сиденьями и в панели приборов. Положительную роль сыграли и усилители в пороге, центральной стойке и крыше. Ребра спасены благодаря специальным ячеистым вставкам в дверях: они не только смягчают удар, но и отталкивают человека в салон, уводя от тарана. Защита таза — «отлично», нижние ребра — «хорошо», верхние — «удовлетворительно». Опасной красной или коричневой расцветки на диаграммах нет. В принципе и «люксовая», и более дешевая «Калина» показывают схожие результаты при боковом ударе. Разница в итогах фронтального столкновения. По сумме итогов двух краш-тестов автомобиль с подушками безопасности и ремнями с механизмом предварительного натяжения и ограничения усилия набрал 23,6 балла. До четырех «звезд» не хватило всего 0,9 балла! Зато три «звезды» (даются за итог в 16,5 — 24,4 балла) достигаются с солидным запасом.

«Этот рейтинг мы и закладывали при проектировании «Калины», — говорит Александр Суненков. — Эта машина создавалась как экспортно-ориентированная модель: такой уровень безопасности позволяет поставлять ее в страны Евросоюза. В прошлом году на эти рынки было поставлено 1050 «Калин». Российским автолюбителям, которые все больше внимания уделяют безопасности, мы тоже даем возможность приобретать самый безопасный в своей ценовой нише автомобиль — «люксовую» «Калину».

А как у конкурентов?

Все российские краш-тесты автомобилей проводятся только в двух местах: в лаборатории ФГУП НИЦИАМТ в Дмитрове и в Научно-техническом центре АВТОВАЗа в Тольятти. Кстати, вазовская лаборатория пользуется спросом не только у местных инженеров. Иногда в перерывах между доводкой по безопасности автомобилей «Лада» здесь проводятся краш-тесты автомобилей и других фирм. Отличительной особенностью катапульты на АВТОВАЗе является то, что она расположена в полностью закрытом помещении, что позволяет проводить испытания круглогодично. На огромном бетонном кубе, о который в вазовской лаборатории бьются машины, россыпью блестят фирменные эмблемы всех российских и нескольких иностранных марок. Так работники «катапульты» «чтут память» всех разбитых здесь автомобилей. Несколько европейских марок… и шильдики «китайцев» — наиболее скандальных участников краш-тестов. С переменным успехом здесь разбивали автомобили «Джили», а также «Чери Амулет», который сложился почти до багажника…

Фронтальный удар Geely MK — 6,5 балла, BYD F3 — 6 баллов, Chery Amulet — 1,7 балла. На этом фоне «люксовая» «Калина» со своими 10,8 балла выглядит прилично.

А что более распространенные и именитые конкуренты?

Renault Sandero при цене примерно на 100 тысяч дороже, чем «Калина», безопаснее при фронтальном ударе всего на 1,2 балла.

Чуть меньше баллов, чем «Калина», набрал по итогам фронтального удара Chevrolet Lanos в топ-комплектации — 10,5.

Fiat Albea заработал 8,5 балла.

Hyundai Accent — 9,9 балла.

Как говорится, комментарии излишни.

Ходовая и рулевое

Подвеска универсала совсем малость отличается от той, что ставят на хэтчбек и седан – здесь более мощные задние пружины. А в целом, такой же высокий клиренс – 160 см, такие же удачные настройки, позволяющие брать штурмом бордюры и канавы, а также достаточно высокие и скользкие горки, и оставлять бампера на месте. Не каждый импортный кроссовер нынче может похвастать такими показателями. К тому же здесь не замечено никакой поперечной раскачки, только умело совмещенная умеренная жесткость и отличная энергоемкость.

«АвтоВАЗовцам» пришлось попотеть с рулевым управлением от Lada Priora, которое на Lada Kalina изначально создало много проблем: в 2007 году из-за дефекта в рулевой колонке пришлось отозвать 6,2 тыс. автомобилей, произведённых в декабре 2005 – январе 2006 годов, кроме того, из-за дефекта литья картера рулевого механизма отзывался 171 автомобиль, производство которого датировалось 24 – 25 мая 2006 года. Насколько впоследствии конструкторам удалось справиться с этой бедой – достоверно сказать нельзя, но в нашем случае – никаких нареканий управляемость автомобиля не вызвала. Электроусилитель позволяет этой машине полностью раскрывать потенциал ходовой и двигателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]