Краш-тест Лады Весты от Авторевю — 4 звезды ARCAP, ожидаемый успех


Процесс разработки и построения современного автомобиля, в том числе и Лада Веста тесно связан с просчетами конструктивной прочности кузова и моделированием эффективности работы систем, отвечающих за безопасность. Для корректной оценки конечного результата таких расчетов оказывается недостаточно. Жизнь заставляет производителей испытывать свои новинки. Для этой цели существует краш-тест.

Такое развитие событий не обошло стороной прогрессивную модель отечественного происхождения Лада Веста. Осуществлялось тестирование готового к эксплуатации образца.

Результат краш-теста от Авторевю: LADA Vesta – чемпион по безопасности

О безопасности Лады Веста можно с уверенностью говорить, после того как Лада Веста прошла краш-тест, проводимый изданием «Аторевю».

По результатам этого краш-теста, новый седан получил высокий балл – 4 звезды ARCAP.

Теперь автомобиль можно с уверенностью назвать самым безопасным представителем на рынке России.

В результате краш-теста клетка Весты не претерпела деформации. Дверной проём уменьшился лишь на 4 мм. Незначительные изменения почувствовались в рулевой колонке и педалях. Ремни, снабжённые пиротехническими натяжителями, и подушки безопасности сработали безукоризненно.

Михаил Подорожанский — главный редактор «Авторевю» и руководитель независимого краш-теста, сказал, что Лада Веста выполнена с учётом всех требований безопасности. Высокое качество деталей и соединений вызывает восхищение. В сравнении с другими отечественными машинами новый седан достиг максимальных результатов, которые ещё недоступны аналогам.

Президент АвтоВАЗ поблагодарил представителей «Авторевю» за высокий профессионализм, с которым был проведен краш-тест. Тем не менее, Бу Андерссон сказал, что на АвтоВАЗ ожидали подобного результата. За два предыдущих года Лада Веста прошла 150 виртуальных и более 30 реальных краш-тестов. Последнее испытание лишь подтвердило ранее проводимые исследования. Сейчас с уверенностью можно говорить, что седан LADA Vesta полностью отвечает мировым стандартам безопасности.

Автомобиль, прошедший испытания, был куплен изданием «Авторевю» в декабре прошлого года в Перми. Этот седан соответствует комплектации «Комфорт», но по системе безопасности аналогичен с минимальной комплектацией «Классик».

Краш-тест, проводимый ARCAP, подразумевает кософронтальный удар машины об препятствие при скорости в 64 км в час. LADA Vesta стала 35 машиной попавшей под эту программу.

Назначение и особенности

Краш-тест – это испытание автомобиля искусственным аварийным столкновением с препятствием. Процедура предоставляет собой создание искусственного ДТП для более точного выявления возможных повреждений, а также степени безопасности находящихся в транспортном средстве людей. Начиная с 1965 года, в краш-тестах стали использовать специальные манекены. До этого для этих целей применяли животных, настоящие человеческие трупы.

Для измерения уровня повреждений от столкновения с препятствием используются десятки различных датчиков. Подобные тестирования проводятся в большинстве случаев перед запуском автомобиля в серийное производство. Для определения уровня повреждений используются фронтальные, боковые и столкновения сзади.

Результатом краш-теста становится оценка потенциальных повреждений головы и тела водителя, пассажиров. В ходе испытаний выявляются надёжность, прочность, безопасность кузовных и навесных деталей.

Основные методики краш-тестов

В современном виде аварийные испытания проводятся в основном по двум объективным системам. Это европейский сценарий Euro NCAP и американский тест NHTSA. Euro NCAP состоит из четырех основных этапов:

  1. Автомобиль сталкивается с препятствием фронтально на скорости 64 км/ч.
  2. Следует удар сбоку – в транспортное средство въезжает тележка весом 950 кг.
  3. Автомобиль сталкивается с металлическим столбом диаметром 254 мм на скорости 29 км/ч.
  4. Проверяется безопасность транспортного средства для пешеходов, для этого автомобиль сталкивается с манекеном на скорости 40 км/ч.

Дополнительно может изучаться детская безопасность. Для этого тестируется детское удерживающее устройство конкретной модели автомобиля. По результатам краш-теста ставится оценка по 16-бальной системе – сумма складывается из всех проведенных этапов.

Американская методика проведения краш-теста несколько отличается от европейской. По этому сценарию ударяется автомобиль не о препятствие, а о специальную прочную конструкцию, не подвергающуюся деформации, на скорости 56 км/ч. Боковой удар тестируется на скорости 61 км/ч, при этом масса тележки составляет 1350 кг. Испытания на боковое столкновение проводится на обе стороны транспортного средства.

В США дополнительно практикуется серия испытаний института безопасности для компаний, занимающихся страховой деятельностью IIHS. В целом этот тест повторяет этапы Euro NCAP, но при лобовом столкновении с препятствием участвует только манекен водителя, а испытание на удар сбоку осуществляется тележкой весом в 1,5 тонны.

Система оценок

После подведения итогов краш-теста экспертами ставятся оценки на основе набранных баллов, всего их четыре:

  • плохо;
  • слабо;
  • удовлетворительно;
  • хорошо.

При этом могут выставляться баллы от 1 до 5 или звёзды. В этом плане все просто – чем больше звёзд набрано, тем выше безопасность. Оценка «хорошо» свидетельствует о высоком уровне безопасности автомобиля – в случае аварийной ситуации водитель и пассажиры получают минимальные повреждения или не получают серьезных травм вовсе. Оценка «плохо» говорит о низком уровне безопасности. При ДТП риск критических травм водителя и пассажиров крайне высок, вплоть до летального исхода.

Чтобы автомобиль был признан безопасным для эксплуатации по дорогам общего пользования, он должен получить по итогам краш-теста оценку «хорошо» или три звезды, если речь идёт о европейском сценарии испытаний.

Краш-тест лобового столкновения

Фронтальное или лобовое столкновение является основным типом испытаний. В реальной ситуации это самый травмоопасный удар. При лобовом столкновении опасность представляется не только получением травм водителем и пассажирами, но и попаданием в салон посторонних предметов извне. Поэтому фронтальный удар должен быть для автомобиля как можно менее серьезным в плане деформации и повреждений.

В большинстве случаев по системе Евросоюза автомобиль разгоняется до 65 км/ч и врезается в стену. В этом случае имитируется лобовое столкновение транспортного средства с встречным автомобилем. По статистике большинство современных автомобилей проходят это испытание хорошо. Лишь 20% машин негативно оцениваются по этому критерию.

Если автопроизводитель получает хорошую оценку фронтального удара, он может самостоятельно проводить подобные краш-тесты со своими автомобилями. Время от времени независимые организации имеют право на проведение внеплановых испытаний.

Тест бокового столкновения

Второй по важности краш-тест – это удар сбоку. Для этого во всех системах испытаний используется специальная тележка разной массы, которая ударяется о боковую часть транспортного средства. Удар должен приходиться на боковые двери водителя и пассажира сзади. Скорость разгона составляет 50 км/ч, при этом имитируется столкновение с грузовиком небольшой массы.

Для теста используется манекен водителя и подростка, который находится непосредственно за водительским сиденьем. С недавних пор используется манекен женщины по объективным причинам. Дело в том, что женщина-водитель чаще всего сидит ближе к рулю, во время аварии голова ударяется о центр бокового окна. Такое положение опасно – риск получения критической травмы головы очень высок.

Удар в заднюю часть

Испытание задней части транспортного средства не менее важно, чем фронтальное. В таких тестах внимание уделяется подголовникам, контролю их высоты для людей разного роста. При краш-тесте кормы кресло водителя устанавливается на специальные рельсы для возможности передвижения по ним, в него усаживается манекен из гибких материалов и пристёгивается ремнем безопасности.

На скорости 35 км/ч имитируется удар в заднюю часть. При этом определяется скорость срабатывания механизма ремней безопасности и быстрота выстреливания подушек, также поверяется работа антиблокировочной системы тормозов. Современные автомобили все чаще оснащаются особыми средствами обеспечения безопасности, которые применяют экстренное торможение, уворачивание от препятствия, контроль разметки на дороге, соблюдение прямолинейного движения. Подобные системы на автомобиле отечественного производства не встретишь, но технические возможности не стоят на месте и, возможно, в скором будущем эти системы будут спасать жизни людей и на российских машинах.

Краш-тест на безопасность пешехода

Недавно стал использоваться ещё один этап испытаний, предполагающий проверку степени безопасности пешеходов при столкновении с автомобилем. Главная задача теста – убедиться, что при ДТП с участием пешехода уровень травмоопасности для последнего оказался наименьшим. Не забывая о таком краш-тесте, многие мировые автопроизводители учитывают это при разработке или модернизации кузова.

Для этого этапа используется специальная методика – пешеход при ударе не должен получить критические или летальные повреждения. Согласно данным статистики, в большинстве случаев пешеход при ДТП получает серьезные травмы из-за удара о капот и лобовое стекло. Чтобы сделать риск повреждений минимальным, некоторые автопроизводители оснащают переднюю часть автомобиля специальными гидропатронами. Эти устройства при столкновении с пешеходом поднимают незначительно капот – удар смягчается, а вероятность биения головой о кузов или лобовое стекло минимизируется. Постоянно дорабатываются зоны деформации кузовных деталей при наезде на человека. Все эти этапы обязательно учитываются перед выставлением окончательной оценки. Если изготовитель автомобиля рассчитывает на получение максимальных баллов, то при производстве транспортного средства нужно учесть все перечисленные особенности.

Игнорирование пунктов обеспечения безопасности неминуемо приводит к снижению баллов при проведении независимых краш-тестов. Они гораздо строже, чем тесты, проводимые автопроизводителем, при проведении которых допускаются поблажки, заведомое завышение оценок итоговых испытаний.

О краш-тестах

Стоит отметить, что представленное видео краш-теста Лады Весты не может передать всего пути, пройденного инженерами и конструкторами «АвтоВАЗ» для того, чтобы их новое детище стало достойно звания «лучший автомобиль концерна». Неискушенному зрителю может показаться, что автомобиль на дистанционном управлении попросту разгоняют и позволяют ему врезаться в твердую конструкцию – однако это не совсем так.

Каждый краш-тест новой Лады Веста – это тщательно спланированное мероприятие, выверенное до самых мелких деталей. Производимые мероприятия должны обеспечить пристойные результаты по уровню безопасности водителя и пассажиров, находящихся внутри разбиваемого автомобиля. Тщательно выверяется скорость движения – машина должна переносить удары без превышения скорости, траектория, обратное ускорение тормозного пути на разных типах покрытия – и это лишь краткий перечень всех испытаний. По фото краш-теста невозможно понять, насколько это трудоемкий процесс – а в это время концерн произвел более полутысячи автомобилей исключительно для этих целей.

Итоги краш-тестов

Люди, с нетерпением ожидавшие выхода очередной новинки «АвтоВАЗ», могут выдохнуть с облегчением. Характеристики Лада Веста по уровню безопасности практически ничем не уступают зарубежным аналогам, что уже можно считать пристойным результатом.

В ходе проверок выяснялось, сможет ли водитель автомобиля обойтись без серьезных травм при столкновении в городской черте при максимальной допустимой скорости 60 км/ч. Этот краш-тест Лада Веста показал максимальное количество звезд – автомобиль более, чем уверенно защитил своим кузовом и водителя, и пассажиров. Так же безупречно была пройдена проверка подушки безопасности водителя – она открывается точно в нужный момент и защищает водителя от удара лицом о руль.

Производились и десятки других проверок. Первоначальная оценка по краш-тесту была ниже ожидаемого значения, однако после внесения некоторых корректировок в систему ручной блокировки ведущей оси уровень безопасности автомобиля вырос выше 90% (что уже сравнимо с уровнем безопасности авто ведущих мировых производителей).

Для сравнения

Volkswagen Polo. Повреждены капот, обе фары, бампер, поперечный брус со сминаемыми элементами, пластиковые короб крепления радиатора и воздуховод

Hyundai Solaris. Треснул бампер, немного помяты капот и крыло, разрушились фара и корпус противотуманки, пострадали передний брус и торец левого лонжерона

Chevrolet Cobalt. Порвана облицовка бампера, повреждены обе фары, деформировались панель передка, поперечный брус, капот и левое крыло

Peugeot 408. Повреждены поперечный брус и заменяемые крепления левой фары, несильно пострадала облицовка бампера

Renault Sandero. Деформировались передний брус, подрамник двигателя, передняя часть левого лонжерона, верхняя панель, переднее левое крыло и брызговик моторного отсека. Разбита левая фара, помята кромка капота, надорван передний бампер, сломалось креп­ление радиатора

Лада Гранта. Смята и порвана рамка радиатора, повреждены капот, фара, оба крыла, лонжерон

Nissan Almera. Пострадала облицовка бампера, повреждены обе фары, деформировались панель передка, поперечный брус, лонжерон, подрамник, капот и левое крыло

Skoda Rapid. Замята кромка капота, повреждены фара, облицовка бампера, поперечный брус со сминаемыми элементами, экран крепления радиатора, левое крыло, противотуманная фара

Geely Emgrand. Пострадали капот, крыло, усилитель и облицовка бампера, фара, радиатор трансмиссии. Деформировалась передняя панель кузова, лонжерон и брызговик моторного отсека

Прочие испытания

Естественно, краш-тесты – это далеко не все испытания для Лады Весты. Помимо устойчивости автомобиля к лобовым и боковым столкновениям и работы защитных систем, проверялась и внедренная в начинку машины электроника, и ходовые элементы базовой комплектации.

Действительно: результаты краш-теста Лада Веста не показали наличие недостатков в системе подвески автомобиля (которые, впрочем, были устранены после неудовлетворительных результатов испытания). Также краш-тест Лада Веста не смог выявить наличие дефектов в работе системы курсовой стабилизации – она продолжала ограничивать скорость машины в течение некоторого времени после окончательного выхода из поворота.

По всем остальным моментам, на проверку которых было выделено почти полтысячи новеньких, только вышедших из сборочного цеха, машинок, испытания Лада Веста показали вполне удовлетворительные результаты. На сегодняшний день, по словам генерального директора «АвтоВАЗ», уровень безопасности машины составляет 95% по мировому стандарту качества. Учитывая достаточно невысокую стоимость Весты по сравнению с иномарками тех же лет выпуска, такой уровень качества отечественного авто нового поколения грозит потеснить и западные, и японские автомобили с российского авторынка.

Подробней об автомобилях Lada «Vesta»

Испытание Лады Vesta на краш-тестах

Как отреагировал АВТОВАЗ на результаты теста

Инженеры действительно озадачились результатами, они решили выкупить разбитую на испытаниях машину, чтобы исследовать ее, так как была вероятность брака в процессе сборки. Однако этот вариант не подтвердился. Тогда провели компьютерное моделирование, и сравнили испытания итоги испытания на площадке завода и результат теста «Авторевю». Оказалось, что причиной такого поведения авто при столкновении стал балласт. Существует алгоритм подготовки автомобиля к тестированию.

Масса на передних креслах (вес манекена)88 кг на каждом
Показатель наполненности бака бензином (бензин заменяют водой)90 %
Вес балласта на заднем диване32 кг
Масса в багажном отсеке, необходимая для испытания аппаратуры36 кг

Когда тестирование проводилось на заводе, на задний диван установили детские кресла в количестве 2 штук, и 2 детских манекена, зато во внешнем испытании воспользовались металлическими слитками, которые привинтили к полам. Вес каждого слитка – 20 кг. Разрешение на использование данного подхода дается нормами Euro NCAP только тогда, когда есть гарантия, что он не отразится на итогах теста. Была создана математическая модель, и инженеры выяснили, что использование двух слитков, вес каждого составляет двадцать килограмм, сказался на нагрузке усилителей и сварных швов, увеличив ее на 20 %. Поэтому и деформировались полы.

После выяснения этого факта было проведено 2 аналогичные процедуры с использованием металлических слитков, и итог соответствовал тому. Что получили представители «Авторевю». А вот 3 тест проходил с детскими манекенами, и он дал превосходные результаты. Здесь отмечается отличная работа ремней, отсутствие складок в полу, металл и сварка прочно выдерживают удар. Получается, что если бы в машину усадили 2 манекена детей, то она получила бы уже почти 15 баллов вместо 11,7. Тем не менее, результаты теста послужили толком для конструкторов уплотнить полы, и им это удалось.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]