Неисправности вакуумного усилителя приводят к тому, что водитель не в состоянии прикладывать необходимое усилие для нормальной работы тормозной системы автомобиля. Так, выделяют всего три неисправности вакуумного усилителя тормозов (сокращенно — ВУТ). Это разгерметизация трубопровода (мест его присоединения), поломка обратного клапана ВУТ, разгерметизация его рабочих камер.
Третья причина достаточно редкая, а вот первые являются основными. Проверка усилителя обычно не составляет труда, и под силу даже начинающему автолюбителю. Что касается ремонта, то восстановление герметичности имеет смысл только на стыках (хомутах), в остальных же случаях, как правило, меняют целиком ВУТ, либо его соединительные трубки.
Что такое и для чего нужен ВУТ
Чтобы определить неисправность ВУТ, имеет смысл описать его предназначение, принцип работы, а также влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Итак, основная задача «вакуумника» заключается в усилении физической силы (обычно в 3…5 раз), прилагаемой водителем на педаль тормоза автомобиля. Это жизненно необходимо, поскольку даже очень сильный человек не в состоянии создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы все тормозные колодки сжались до нужного значения в критический момент. Создается такое усилие за счет разряжения воздуха, а в качестве его источника используется область в впускном коллекторе двигателя либо нагнетается дополнительным насосом.
Конструкционно ВУТ состоит из двух камер — атмосферной ( со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера с помощью соответствующего трубопровода соединена с впускным коллектором. При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной с помощью толкателя, на котором имеется так называемый клапан слежения. Далее диафрагма соединяется со штоком и происходит нагнетание тормозной жидкости к тормозным цилиндрам. Если на тормозную педаль не оказывается усилие, то под воздействием обратной пружины диафрагма возвращается на место, давление на тормозную жидкость ослабевает, из-за чего тормозные колодки расходятся и торможение прекращается.
Устройство ВУТ
В самом простом случае вакуумный усилитель тормозов берет разрежение из впускного коллектора. Для этого он соединен с ним соответствующим трубопроводом. Однако во многих современных автомобилях для «вакуумника» существуют отдельные вакуумные насосы. Они бывают двух типов. Первый — механический, он имеет привод от распределительного вала двигателя. Второй — электрический, он приводится в действие отдельным электрическим двигателем. Использование дополнительных насосов не только повышает комфорт использования тормозной системы, но и повышает ее надежность (например, в случае повреждение и/или разгерметизации). Но все же насос — лишь вспомогательный элемент, и основное разрежение берется из впускного коллектора.
Обследование узла
Утверждать о необходимости замены вакуумного усилителя на автомобиле ВАЗ 2109 уже следует в случае увеличения усилия, прикладываемого к тормозной педали. Впрочем, убедиться в корректности диагноза поможет простая проверка:
- заглушить мотор;
- нажать 5-6 раз на педаль тормоза;
- зажать тормозную педаль;
- завести мотор.
Идентификатором исправного ВУТ служит незамедлительный ощутимый уход тормозного рычага вперед.
Диагностировать неисправность узла поможет альтернативный симптом: при работающем двигателе под капотом слышно «шипение» в области подключения трубопровода впускного коллектора к штуцеру обратного клапана ВУТ. Опытные специалисты дополнительно предпочитают проверять:
- целостность подходящего патрубка; плотность посадки магистрального элемента на штуцере (шипение может появиться в результате ослабленного соединения).
Начальная стадия выхода из строя вакуумного усилителя особенно четко определяется на «девятках» с карбюраторной системой питания. Педаль тормоза активируется, как и положено, легким усилием, торможение хорошее и информативное, но:
- на холостых оборотах мотор «троит»;
- при нажатии на педаль тормоза холостой ход стабилизируется;
- после воздействия на акселератор на нейтральной передаче, независимо от регулировок карбюратора, имеют место быть «провалы».
При наличии вышеописанных симптомов целесообразно на работающем двигателе снять патрубок со штуцера «вакуумника» и заглушить шланг подходящим предметом или пальцем – холостой ход нормализировался и, следовательно, замена вакуумного усилителя на ВАЗ 2109 неизбежна. При обнаружении таким образом неисправности в пути, движение следует продолжить с отключенным ВУТ: педаль будет жесткой, но сохранится информативность.
Признаки неисправности ВУТ
Частичный выход вакуумного усилителя тормозов обязательно проявит себя, причем с худшей стороны и достаточно явно. Так, к симптомам неисправности усилителя относится:
- Значительные усилия при нажатии на педаль тормоза. Чтобы почувствовать это на себе, можно при заведомо исправном «вакуумнике» и заглушенном моторе нажать на педаль четыре-пять раз. При последнем выжиме усилие на педали значительно возрастет. Иногда бывает обратная ситуация — педаль слишком мягкая. Это говорит о «завоздушивании» тормозной системы.
- Влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Поскольку ВУТ берет разрежение из впускного коллектора, то в процессе торможения двигатель может изменять режим работы (хотя в нормальном режиме этого происходить не должно). Это происходит по той причине, что в коллектор подсасывается лишний воздух, влияющий на состав топливовоздушной смеси.
- Вакуумный усилитель тормозов шипит. В частности, шипение происходит при выжиме педали. Шипящий звук явно указывает на наличие разгерметизации либо в самом вакуумном усилителе (например, при разрыве диафрагмы), либо же в его трубопроводе или в обратном клапане (например, при значительном износе его резиновых уплотнений).
- Стук вакуумных насосов. Если выходит из строя механический вакуумный насос, то обычно признаком этого является гул, издаваемый его приводным штоком (также может появляется ошибка р1479). Если на машине установлен электрический вакуумный насос, то зачастую автолюбители сталкиваются с перегревом его приводного электродвигателя.
- Стук при резком торможении. Причем звук носит инерционный характер, поскольку он вызван разбалтыванием крепления мембраны.
Соответственно, возникновение одного или несколько признаков прямо указывает автовладельцу на то, что необходимо проверить вакуумный усилитель тормозов и его составляющие.
Ошибка p1479
У современных автомобилей, оборудованных электронным блоком управления (ЭБУ) зачастую в памяти устройства формируется ошибка с кодом p1479 — “Вакуумная система усилителя тормозов механическая неисправность”. Сталкиваются с ней владельцы самых разных автомобилей — Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford и других. Причина возникновения ошибки в блоке управления могут быть самыми разными. Например, при подсасывании воздуха в шланге между впускным коллектором и непосредственно вакуумным усилителем тормозов.
Еще один распространенный вариант — результат замера величины вакуума датчиком разрежения. В частности, она возникает, если внутри вакуумного усилителя и/или его трубок появляется влага. Решение заключается в чистке и осушке трубок, в редких случаях — замена самого датчика.
Также имеет смысл проверить целостность предохранителя, идущего от управления до датчика. У каждой машины будет своя электросхема, поэтому в рамках данного материала конкретную информацию привести невозможно.
Еще вариант — работоспособность электровакуумного насоса. В частности его электродвигателя, крыльчатки, подшипников, крепления, колодки подключения, а также реле и предохранителя.
Проверка состояния
О необходимости поменять вакуумный усилитель или главный тормозной цилиндр могут сообщить соответствующие признаки.
Первоочередной признак выхода из строя ВУТ заключается в увеличении усилия, которое нужно прикладывать к педали для торможения.
Чтобы точно убедиться в неисправности, выполните следующую проверку:
- Заглушите двигатель;
- 5-6 раз подряд выжмите педаль тормоза;
- Зажмите педаль в пол;
- Заведите двигатель;
- Если ВУТ исправен, педаль сразу же пойдет вверх.
Проверяем состояние
Если у вас под капотом стоит карбюраторный двигатель на ВАЗ 2109, определить неисправность ВУТ можно несколько иначе на начальных стадиях:
- Изначально педаль будет работать нормально, прикладывать придется небольшое усилие, торможение происходит нормально;
- Но при этом двигатель троит на холостых;
- При нажатии на тормозную педаль холостой ход успокаивается;
- Нажав на газ при нейтральной передаче, возникают провалы в работе карбюратора;
- Если такие симптомы наблюдаются, при работающем моторе снимите патрубок со штуцера ВУТ и заглушите его пальцем или другим подручным инструментом;
- Стабилизировался холостой ход? В этом случае замены вакуумника не избежать.
Если подобная неисправность была обнаружена во время движения, продолжать ехать можно только при отключении ВУТ.
Причины неисправности вакуумного усилителя
Вакуумный усилитель тормозов и его сопутствующие элементы — достаточно простые устройства, поэтому специалисты выделяют следующие основные и возможные неисправности ВУТ:
- Разгерметизация вакуумного трубопровода. По нему происходит разрежение, необходимое для нормальной работы тормозной системы. Соответственно, если в него будет подсос воздуха извне, то ВУТ работать не будет. Разгерметизация (подсос воздуха) от старости резины может произойти в самых разных местах — в резиновых шлангах, местах соединений, хомутах.
- Неисправность обратного клапана. Его задача состоит в удалении воздуха из тормозной системы и недопущения попадания его как в саму систему, так и в главный тормозной цилиндр. Неисправным может быть как сам клапан, например, по причине естественного износа, так и по причине значительного износа резиновых его уплотнений.
- Разгерметизация рабочих камер вакуумного усилителя. Это достаточно редкая причина, которая происходит, чаще всего, из-за механического повреждения ВУТ. Например, при ремонте или ДТП.
- Разрыв диафрагмы. Это критическая поломка, поскольку она возникает внутри самого усилителя, а он обычно является неремонтопригодным, соответственно, подлежит замене. При этом усилитель будет травить воздух, и издавать шипение.
- Образование в ВУТ дополнительного зазора. Дело в том, что в результате эксплуатации машины и в частности механизма крепления вакуумного усилителя его мембрана немного сдвигается вперед, из-за чего на самом деле водителю легче давить на педаль тормоза. Однако в результате этого возникает лишний зазор в креплении, из-за которого порой может возникать стук при резком торможении. Чтобы решить эту проблему достаточно отрегулировать шток, переместив его немного вперед. Подобный ремонт возможен как в условиях гаража, так и в автосервисе.
В случае, если автомобиль комплектуется дополнительным вакуумным насосом, то обычно выделяют и четвертую неисправность — частичный или полный выход этого узла из строя. При этом сама тормозная система будет работать, однако не в оптимальном режиме. В частности, при резких торможениях значительно вырастет усилие, которое нужно будет физически оказать водителю на педаль.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
Возникает логический вопрос, как определить неисправность вакуумного усилителя тормозов. На самом деле сделать это достаточно просто, причем без использования дополнительного оборудования, проверку можно выполнить в условиях гаража и даже на улице.
Простейшая проверка выполняется по следующему алгоритму:
- При заглушенном двигателе необходимо накачать вакуумный усилитель (тормозную систему). Делается путем нажатия на педаль тормоза примерно 4…5 раз.
- В конце последнего нажатия педаль нужно зафиксировать в нажатом положении.
- Запустить двигатель на холостых оборотах.
- Если «вакуумник» работает исправно, то в него при запуске двигателя сразу пойдет разрежение, в результате чего педаль тормоз немного опустится вниз, что будет явно ощущаться поставленной на нее ногой.
- Соответственно, если педаль не двигается и не реагирует на запуск двигателя, то имеет место разгерметизация в системе.
Другую проверку имеет смысл выполнить в случае, если тормозная система работает, вроде бы, исправно, но при нажатии на педаль тормоза наблюдается изменение в режиме работы ДВС. Так, проверка выполняется по следующему алгоритму:
Отсоединить трубопровод от впускного коллектора.
- Его штуцер необходимо герметично «заглушить». Для этого можно воспользоваться хомутом или перетянутой резиновой трубкой с хомутом.
- Запустить двигатель и дать ему немного прогреться.
- Несколько раз нажать на педаль тормоза.
- Если в момент нажатия на соответствующую педаль в режиме работы двигателя не произошло изменений (его обороты не повысились и не понизились), значит, в системе вакуумного усилителя тормозов имеет место разгерметизация.
- Соответственно, если при нажатии педали двигатель начинает «захлебываться», значит, «вакуумник» и его система работают нормально.
Обратите внимание, что выполнение описанной проверки необходимо проводить при стоящем автомобиле, поскольку в таком режиме у него не будет работать вакуумный усилитель тормозов со всеми вытекающими последствиями.
Если проверка выявила наличие разгерметизации, то следующим шагом будет локализация места повреждения. Сделать это не всегда просто, поскольку трещина или место утечки может быть очень маленьким и порой находиться в самых неожиданных местах. Однако в качестве проверки и профилактики необходимо проверить следующие элементы системы вакуумного усилителя:
- затяжка и общее состояние хомутов трубопровода ВУТ;
- трубка герметичности ВУТ в местах зажимов и по всей длине (по возможности), зачастую причиной разгерметизации является появление трещины именно в упомянутой трубке;
- состояние уплотнителя обратного клапана вакуумного усилителя, это также распространенная причина, особенно на старых автомобилях (например, ВАЗ-классика).
Если проверка не дала результатов, то имеет смысл попросту заменить все трубки вакуумного усилителя с хомутами.
Проверка обратного клапана
Проверить обратный клапан ВУТ можно с помощью одного из двух методов. Первый из них подразумевает демонтаж указанного элемента, а второй — на запущеном двигателе зажав педаль тормоза.
Как проверить снятый вакуумный усилитель тормозов
После того, как клапан снят, необходимо просто ртом или при помощи воздушного компрессора подуть в штуцер, который был подсоединен к усилителю. Если клапан исправен, то воздух должен проходить беспрепятственно. Следующий шаг в данном случае — втянуть воздух из того штуцера. Лучше всего ртом. Соответственно, обратно воздух клапан пропускать не должен. В противном случае обратный клапан частично или полностью вышел из строя и подлежит замене. Вместо рта можно воспользоваться плотной резиновой грушей, например, от ареометра.
Однако демонтировать обратный клапан — не лучшее решение, поскольку в процессе его снятия можно повредить герметичность системы вакуумного усилителя тормозов. Лучше проверять обратный клапан вакуумного усилителя тормозов на авто самым простым способом. В соответствии со вторым методом проверки рекомендуется действовать следующим образом:
- запустить двигатель и дать поработать около одной-двух минут;
- до упора нажать на педаль тормоза и заглушить двигатель;
- если обратный клапан исправен, то он закроется, поскольку со стороны коллектора нет разрежения, а в камере сохранится вакуум, соответственно, педаль не будет давить вверх (не надо будет оказывать дополнительного усилия для ее удержания);
- в противном случае (если педаль резко потянется вверх) имеет место повреждение обратного клапана ВУТ.
Как и в случае с трубопроводом, проще и быстрее заменить обратный клапан на новый, поскольку обычно этот агрегат является неразборным и неремонтопригодным, а цена его относительно невелика.
Замена
Ваз 2109 вакуумный усилитель тормозов
Для этого необходим простой набор ключей:
Ремонт проводится в гараже, где следует поднять капот и установить подпорку.
Снятие вакуума
Очередность выполнения работ:
- снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
- отсоединить от тормозного вакуума резиновую трубку, предварительно открутить хомут;
- отсоединить клемму питания электричеством датчика уровня с крышки главного тормозного цилиндра;
Ваз 2109 проверка вакуумного усилителя тормозов
- потом в салоне машины отодвинуть сидение водителя в крайнее дальнее положение, до упора насколько позволят полозья;
- опуститься под рулевую колонку к педали тормоза.
Примечание: при необходимости из-за недостатка освещения использовать переносную лампу с защитным фонарем.
- пассатижами снять стопорное кольцо с втулки, которая соединяет саму педаль с разъемом тяги вакуума;
- снять тягу, опустить на пол кузова.
Примечание: разъем тяги представляет П-образную пластину с отверстиями для крепления к планке педали.
- вернуться к установленному вакууму;
- теперь предстоит аккуратно снять главный тормозной цилиндр;
Ваз 21093 вакуумный усилитель тормозов
- снимать его надо вместе с подходящими трубками тормозной системы.
Примечание. Это надо делать, чтобы не добавлять дополнительной работы по заливке тормозной жидкости, прокачки всей тормозной системы по всем четырем суппортам.
- очистить резьбовое соединение на втулках главного цилиндра и воспользоваться для проведения этой работы, щеткой по металлу.
Примечание. Аккуратно откручивать гайки, несколько раз проворачивая вперед, назад, чтобы ни сорвать резьбу на винтах. Снять гайки с винтов, так же снять шайбы которые находятся в сжатом состоянии.
Вакуумный усилитель тормозов
Для облегчения работы, плоской отверткой надо пройти по корпусу цилиндра и слегка, как можно аккуратно освободить их от прилипания.
Примечание: если гайки не поддаются откручиванию, надо на них капнуть несколько капель уксусной кислоты 70%, выждать минут 30, прочистить резьбу металлической щеткой и повторить откручивание.
После удаления шайб надо приступить к снятию главного тормозного цилиндра. Он будет поддаваться снятию тяжело. Поэтому надо аккуратно, чтобы не сломать, не сильно погнуть тормозные трубки, резко, но не сильно приложить усилие. Снимать тормозной цилиндр надо вперед, без отклонений в сторону. Последним завершающим этапом остается снятие вакуума. Он крепится к перегородке салона на кронштейне.
- Кронштейн крепится на двух шпильках, провести очистку резьбы как указано выше.
- Открутить гайки, произвести снятие вакуума вместе с кронштейном.
Потом после снятия, открутить два глухих болта от вакуума. Убрать его в сторону. К кронштейну аккуратно прикрутить новый вакуум. Сборку проводить в обратном порядке. Цена вакуумного усилителя тормозной системы составляет 2500 рублей. Выбирая его, следует обратить внимание на упаковку. Упаковка гарантированного производителя должна быть изготовлена из гофрированного картона.
Как устранить неисправность
Выполнять ремонт системы вакуумного усилителя тормозов имеет смысл лишь в случае частичного выхода из строя трубопровода усилителя, его обратного клапана либо же уплотнителя клапана. Если замена перечисленных элементов не дала результатов, то необходимо менять весь ВУТ целиком, поскольку его конструкция является неразборной и ремонту не подлежит.
Замена трубопровода с крепежными хомутами имеет смысл по нескольким причинам:
- невысокая цена материалов;
- сложность локализации места разгерметизации;
- сложность с заделкой возникших в магистрали трещин или других повреждений.
Сама по себе замена трубопровода несложная, и с ней легко справится даже начинающий автолюбитель. Главное купить в автомагазине новый комплект трубок, хомутов и соответствующих прокладок. Далее, с помощью слесарных инструментов просто поменять одни трубки на другие.
Ремонт вспомогательных насосов
Как указывалось выше, при частичном выходе из строя механического вакуумного насоса некоторые автолюбители попросту удаляют их шток, тем самым отключая их и устраняя стук, возникающий при работе насоса. При этом усилитель тормозов будет работать, однако не так эффективно, что будет выражаться в том, что педаль будет более «тугая». Некоторые автолюбители выходят из положения разворотом штока на 180 градусов. Иногда это помогает, поскольку имеется лишь на одной их части.
Что касается электрических вакуумных насосов, то обычно эти узлы являются неремонтопригодными, соответственно, их попросту заменяют на новые.
Приступаем к замене ВУТ.
Берем ключ на 17 и откручиваем крепление ГТЦ к ВУТ.
Теперь мы можем определится, требуется нам откручивать тормозные трубки от ГТЦ или нет.
Аккуратно пытаемся сдвинуть ГТЦ в сторону от вакуумного усилителя тормозов, если длинны трубок хватает и ГТЦ можно отодвинуть, значит Вам повезло. Не придется прокачивать тормоза.
Далее идем в салон и отсоединяем шток ВУТа от педали тормоза.
Теперь ключом на 17 следует открутить еще две гайки крепления.
Вторая гайка с другой стороны снизу.
Берем в руки новый и старый усилители и смотрим на шток, который входит в ГТЦ. Утапливаем в обоих усилителях шток полностью и смотрим на сколько выступает шток на старом усилители и примерно так-же подкручиваем его на новом (не правильная регулировка штока может привести к не полному тормозному усилию или клину тормозов).
Отрегулировав шток ставим усилитель на место старого.
Видео на тему замена ВУТ ваз 2109-15. В видео более подробно можно рассмотреть все действия.
Всем счастливого пути! Будте внимательны с тормозами!
Ждем Вас на нашем сайте! Подписывайтесь на RSS и ставьте лайки