Выхлопная система ВАЗ 2106
Любая система в конструкции транспортного средства призвана выполнять ту или иную роль. Система выхлопов на ВАЗ 2106 позволяет силовому агрегату работать на полную мощность, так как отвод отработанных газов — это именно та функция, для которой и предназначены все элементы выхлопной системы.
Двигатель, превращая поступающее топливо в энергию, выделяет определённый объём ненужных газов. Если их своевременно не выводить из мотора, то они начнут разрушать машину изнутри. Выхлопная система служит для отвода вредных скоплений газов, к тому же позволяет двигателю работать тише, так как отработавшие газы могут очень громко «стрелять» во время выхода из мотора.
Таким образом, полноценная работа выхлопной системы на ВАЗ 2106 подразумевает выполнение трёх процессов:
- распределение отработавших газов по трубам для их дальнейшего выведения из мотора;
- шумопоглощение;
- звукоизоляция.
Выхлопы имеют белый цвет — это говорит о нормальной работе мотора и выхлопной системы
Из чего состоит система выхлопов
Рассматривая строение выхлопной системы, можно заметить, что конструкция на ВАЗ 2106 в целом идентична системам на ВАЗ 2107, 2108 и 2109. Система выхлопов на «шестёрке» состоит из тех же элементов:
- коллектор;
- приёмная труба ;
- дополнительный глушитель первой степени;
- дополнительный глушитель второй степени;
- главный глушитель;
- выхлопная труба.
В составе выхлопной системы основными элементами являются трубы, а вспомогательными — прокладки и крепления
Выпускной коллектор
Из полости ДВС выхлопы собираются в коллекторе. Основная задача выпускного коллектора — собрать все газы вместе и вывести их в одну трубу. Газы, поступающее напрямую из двигателя, имеют очень высокую температуру, поэтому все соединения коллектора армированы и очень надёжны.
Деталь собирает выхлопы от каждого цилиндра мотора и соединяет их в одной трубе
Приёмная труба
После прохождения через выпускной коллектор отработавшие газы попадают в «штаны» или приёмную трубу. Коллектор соединяется с приёмной трубой прокладкой для надёжности герметизации креплений.
Приёмная труба — это своего рода переходный этап для выхлопов.
Труба соединяет выпускной коллектор и глушитель
Глушитель
На ВАЗ 2106 установлена целая серия глушителей. Проходя через два маленьких глушителя, отработавшие газы быстро теряют свою температуру, а звуковые волны превращаются в тепловую энергию. Дополнительные глушители отсекают звуковые колебания газов, позволяя существенно снизить шумы при движении автомобиля.
Главный глушитель крепится к днищу «шестёрки» не статично, а подвижно. Это объясняется тем, что в корпусе главного глушителя идёт конечная обработка выхлопов, что влияет на его резонацию. Колебания корпуса не будут передаваться на кузов, так как глушитель не соприкасается с днищем машины.
По бокам корпуса глушителя имеются специальные крючки, на которые деталь подвешивается к днищу машины
Выхлопная труба
К главному глушителю подсоединяется выхлопная труба. Её единственное назначение — выводить переработанные газы из выхлопной системы. Часто неопытные водители называют трубу глушителем, хотя это не так, и глушитель — это совершенно другая часть системы выхлопов автомобиля.
Выхлопная труба — единственный элемент системы, который можно увидеть за пределами кузова
Крепление глушителя
Каждый элемент выхлопной системы фиксируется к днищу автомобиля по-разному. Например, выпускной коллектор «намертво» прикручивается к мотору мощными болтами, чтобы исключить возможность утечки газов. А вот сам «глушак» крепится к днищу специальными резиновыми подвесками на крючках.
Такой способ фиксации позволяет глушителю резонировать во время работы, не передавая дополнительные вибрации на кузов и в салон. Использование резиновых подвесок также разрешает удобно демонтировать глушитель при необходимости.
Глушитель крепится к днищу автомобиля посредством подвесок, которые создают надёжную фиксацию и позволяют избежать лишних вибраций на кузов
Что такое резонатор и чем они отличаются друг от друга
Добро пожаловать! Резонатор — прежде чем мы начнём разбирать в чём же их различие между собой, скажем пару слов про них, во-первых данный агрегат имеет ещё массу других названий, кстати часто встречающиеся названия у этого агрегата именно резонатор и просто дополнительный автомобильный глушитель, давайте перейдём всё же чуть по ближе к данной теме.
Примечание! В самом конце размещён интересный ролик, если вам действительно интересно что такое резонатор, то в таком случае просмотрите его там сказано очень многое про данный агрегат!
Что такое резонатор? (Более подробно)
Во-первых вы должны понимать то что данный агрегат, это всё основная часть выхлопной системы и поэтому практически на всех автомобилях Вазовского семейства он присутствует, выполняет он роль некой трубы которая располагается по самой середине автомобиля и поэтому как таковой дополнительный глушитель имеет намного больше шансов попасть под удар, чем к примеру та же самая приёмная трубка, да кстати в основном под удар попадают бачок или бачки резонатора (Об этом чуть позже) и в основном деформированные бачки дополнительного глушителя очень заметны на так называемых опущенных автомобилях, по другому на низких, для того чтобы вы имели хоть какое то представление о данном дополнительном глушители, то в таком случае просмотрите подготовленное специально для вас фото, на котором стрелками указан сам резонатор, а так же те места где он крепиться с приёмной трубой (Синяя стрелка) и с задней частью глушителя (Зелёная стрелка).
Примечание! Данное фото выше, было сделано под днищем автомобиля ВАЗ 2106, на других автомобилях Вазовского семейства дополнительный глушитель располагается практически так же!
Виды резонаторов:
На данный момент существует очень множество различных видов, как говориться для каждого автомобиля свой, да и на самом деле так, практически на каждом автомобиле Вазовского семейства используется свой резонатор, но они все очень похожи между собой, для примера возьмём дополнительный глушитель с классики. На классических машинах а это линейка ВАЗ 2101-ВАЗ 2107, используются резонаторы с двух видом, а именно дополнительный глушитель с одним и двумя бачками, разберём их более подробно:
Резонатор с одним бочком – главная его особенность заключается в том, что он дешевле стоит, в отличие от дополнительного глушителя с двумя бочками. По размеру оба вида резонатора практически схожи между собой, там вся особенность в них заключается только лишь в том, что к свободному месту в резонаторе с одним бочком приваривается как ещё один так называемый дополнительный бачок и тем самым получается дополнительный глушитель с двумя бочками.
Резонатор с двумя бочками – начнём с того, что по стоимости он немножко превышает резонатор с одним бочком, но главная его особенность заключается в том, что двигатель с ним работает тише и тем самым вы едете в спокойном автомобиле и можете беспрепятственно наслаждаться музыкой и не отвлекаться постоянно на звук мотора, так как на автомобиле где установлен данный агрегат с одним бочком, двигатель а именно его выхлопная система работает громче, что создаёт некий дискомфорт при этом.
Примечание! При выборе резонатора следует обращать внимание на его размеры, потому что не каждый резонатор сможет встать идеально в днище автомобиля, а так же не каждый данный агрегат сможет беспрепятственно со стыковаться с приёмной трубой вашего автомобиля и задней частью глушителя, поэтому при выборе будьте аккуратнее и обращайте на это особое своё внимание!
Ссылка! Как заменить резонатор — на классике? Как заменить дополнительный глушитель — на автомобилях семейства Самара?
Vaz-Russia.ru
Когда нужно менять приемную трубу?
Она заменяется в разных случаях, но в основном её необходимо менять при сильно прогорание (Сквозном), когда воздух уже начинает сочиться через образовавшиеся отверстие в данной трубе, а подскажет вам об этом изменившийся звук работы двигателя, потому что как правило если одна из частей глушителя прогорает то двигатель начинает работать громче чем это было ранее, со временем это начинает даже раздражать.
Ещё данная труба подлежит замене так же при деформации, потому что в связи с её деформацией выхлопные газы не успевают выходить полностью из двигателя автомобиля, вследствие чего вся та часть выхлопных газов которая не успела выйти, снова возвращается обратно в двигатель и попадет в сами цилиндры, из-за этого автомобиль теряет свои скоростные качества потому что отработанные газы идут снова в двигатель.
Это интересно: Как сделать замену крестовины карданного вала на газель?
Глушитель ВАЗ 2106
На сегодняшний день глушители на «шестёрку» можно купить двух вариантов: штампосварные и закатные.
Штампосварной глушитель можно считать классическим вариантом, так как именно такие модели и устанавливались на все старые автомобили. Суть такого глушителя в его производстве: две половины корпуса свариваются между собой, потом к корпусу приваривается труба. Технология очень проста, поэтому устройство стоит недорого. Однако именно из-за наличия сварных швов штампосварной «глушак» прослужит от силы лет 5–6, так как швы быстро разъест коррозия.
Изделия, изготавливаемые по традиционной технологии, имеют доступную стоимость
Закатной глушитель долговечнее, может прослужить до 8–10 лет. Технология его производства более сложна: лист металла оборачивается вокруг внутренней части глушителя. Технология делает производство более дорогостоящим.
Современная закатная технология позволяет изготавливать качественные и долговечные глушители
Оригинальные глушители на ВАЗ 2106 могут быть только штампосварными, так как завод до сих пор выпускает элементы выхлопной системы по традиционной технологии.
Какой глушитель поставить на «шестёрку»
Выбор глушителя — дело не простое. В автомагазинах и на автомобильном рынке продавцы предложат самые разные модели глушителей, причём по довольно-таки привлекательным ценам:
- глушитель ИЖ от 765 р;
- глушитель NEX от 660 р;
- глушитель АвтоВАЗ (оригинальный) от 1700 р;
- глушитель Элит с насадками (хром) от 1300 р;
- глушитель Термокор NEX от 750 р.
Разумеется, лучше всего потратиться на оригинальный глушитель АвтоВАЗа, хотя он в 2–3 раза дороже остальных моделей. Однако и служить он будет в разы дольше, так что водитель может сам решить для себя: купить дорогой и надолго или приобрести дешёвый глушитель, но менять его каждые 3 года.
Оригинальные глушители предпочтительнее для ВАЗ 2106, так как служат дольше и не предоставляют водителю дополнительных проблем, связанных с обслуживанием
Неполадки глушителя и других элементов
Секция основного шумоподавления ВАЗ 2107 служит в течение 10—50 тыс. км пробега. Столь широкий диапазон объясняется разным качеством изделий и условиями эксплуатации. Ресурс приёмной трубы и резонатора лежит в тех же пределах.
Возникновение неполадок глушителя характеризуется такими признаками:
- появление рокота со стороны выхлопной системы, в запущенных случаях переходящего в громкий рёв;
- постоянный глухой стук — труба задевает днище автомобиля;
- более редкая неисправность — полный отказ двигателя, силовой агрегат не заводится и не подаёт признаков «жизни».
Скапливающийся в бачке конденсат провоцирует коррозию и образование сквозных дыр
Рокот и рёв свидетельствуют о прогаре выхлопной трубы или бачка глушителя, возникающем по таким причинам:
- естественный износ металла;
- сквозное повреждение от удара или выстрела со стороны двигателя;
- воздействие коррозии, обусловленное большим количеством конденсата, который скапливается на дне бачка.
Обычно прогары возникают на сварных соединениях труб с бачками глушителя либо резонатора. Если корпус прохудился от коррозии или механического воздействия, дефект виден на нижней части элемента. Нередко выхлопная «сечёт» – газы прорываются на стыке двух секций из-за ослабления соединительного хомута.
Неплотное соединение труб иногда выдают потёки конденсата, вырывающегося вместе с дымом
Обучая супругу водить «семёрку», мой знакомый неудачно выбрал площадку с низеньким парапетом вместо бордюра. Сдавая назад, девушка зацепила дорожное ограждение глушителем. Поскольку деталь уже отработала приличный срок, удара хватило, чтобы пробить корпус насквозь.
Задевание бачка или трубы о днище авто происходит из-за растянутых либо порванных резиновых подвесов. Раскачивание и удары вызывают глухой надоедливый стук, устраняемый путём замены резинок.
Растяжение или обрыв резиновых подвесов вызывает глухие стуки со стороны глушителя
Если двигатель абсолютно «мёртв», стоит проверить катализатор инжекторной «семёрки» либо сам тракт на предмет засора. Полностью перекрытое сечение трубы не позволит выбросить газы из цилиндров и втянуть новую порцию горючей смеси.
Засорение или забитый катализатор можно выявить по тихому шипению воздуха, доносящегося от одного из стыков трубы. Когда вы неоднократно пытаетесь завести мотор, поршни накачивают воздух в забитую систему выпуска, который под давлением начинает выходить через неплотности. Если открутить «штаны» от коллектора и повторить запуск, двигатель наверняка заведётся.
Увидеть полный засор трубы мне довелось лично, когда товарищ обратился с просьбой завести машину с толкача (батарея разрядилась от длительного вращения стартера). Попытка не удалась, мы перешли к диагностике систем зажигания и топливоподачи. Тихое шипение воздуха от коллектора было замечено при проверке карбюратора. Оказалось, хозяин добавлял в топливо «хорошую» присадку, которая спровоцировала образование сажи, напрочь засорившей выхлопной тракт.
Разрыв корпуса случается при сильном ударе либо в результате выстрела со стороны выпускного коллектора
Ремонт выхлопной системы своими руками
Замена главного глушителя ВАЗ 2106 своими руками
Перед началом ремонта даем всей системе остыть. Работать с разогретыми трубами просто небезопасно. Из инструментов нам потребуется два ключа на 13, а также прямая отвертка.
1. При помощи ключа немного отпускаем гайку стяжного хомута, вторым ключом удерживаем болт от проворачивания. Далее с помощью отвертки разжимаем хомут, а затем перемещаем его вниз по входной трубе главного глушителя.
2. Теперь ключом отворачиваем болт, фиксирующий резиновую подушку. После этого отсоединяем подушку от крепежного кронштейна, выталкиваем и снимаем ее.
4. Снимаем резиновые подвески глушителя, для чего нажимаем на проволочные застежки.
5. С определенным усилием покачиваем глушитель и отсоединяем его от дополнительного глушителя. После отсоединения снимаем основной глушитель.
Монтаж нового глушителя производим в порядке обратном снятию.
Как отремонтировать глушитель своими руками
Прежде чем приступать к ремонту глушителя, нужно оценить целесообразность этих действий. Не каждый автовладелец обладает навыками работы со сварочным аппаратом. К тому же, не всегда глушитель можно хорошо отремонтировать — в случаях сильного прогара лучше всего сразу менять его на новый.
Причины выхода из строя
Чаще всего глушители на ВАЗ 2106/2107 теряют свою работоспособность по следующим причинам:
механические повреждения во время езды по неровным дорогам, удары;
Доработка глушителей на ВАЗ 2106
Когда глушитель начнёт «уставать» от работы, водитель начнёт замечать это на себе: повышенный шум при езде, запах выхлопных газов в салоне, сокращение динамики мотора… Замена глушителя на новый — не единственный способ устранить все эти проблемы. Любители экспериментов часто тюнингуют выхлопную систему, ведь так она служит дольше, а работает качественнее.
Сегодня автолюбители выделяют три вида доработки глушителей:
- Аудио-доработка — так называется тюнинг, цель которого усилить «рычащие» звуки в глушителе во время езды. Такая доработка действительно позволяет превратить тихую «шестёрку» в рычащего льва, однако на рабочие характеристики выхлопной системы она мало влияет.
- Видео-доработка — тюнинг, направленный скорее на внешние украшательства выхлопной трубы, нежели на создание улучшенных рабочих характеристик. Видео-тюнинг обычно включает в себя замену выхлопной трубы на хромированную и использование насадок.
- Технический тюнинг — самый действенный с точки зрения рабочих характеристик. Он направлен на улучшение работы выхлопной системы и даже на увеличение мощности двигателя до 10–15%.
Как сделать глушитель спортивным
Спортивный глушитель — это прямоточный глушитель. Он необходим для создания дополнительных динамичных свойств и придания особого спортивного вида модели. Глушитель-прямоток имеет предельно простую конструкцию, поэтому его можно легко сделать и самостоятельно, даже из штатного глушителя ВАЗ 2106.
Для изготовления спортивного прямотока потребуются:
- штатный глушитель;
- труба подходящего размера (обычно 52 мм);
- сварочный аппарат;
- УШМ (болгарка);
- дрель;
- диски для резки металла;
- обычные металлические губки для мытья посуды (около 100 штук).
Видео: как работает прямоток на ВАЗ 2106
Порядок изготовления прямоточного глушителя сводится к выполнению следующих работ:
- Старый глушитель снять с машины.
- Болгаркой выпилить кусок с его поверхности.
- Вытащить все внутренние детали.
- На трубе 52 мм сделать распилы в виде ёлочки или же высверлить дрелью множество отверстий.
- Трубу с перфорацией вставить в глушитель, надёжно приварить к стенкам.
- Всё пустое пространство внутри глушителя заполнить металлическими губками для мытья посуды из металла.
- Приварить вырезанный кусок к корпусу глушителя.
- Покрыть изделие мастикой или термостойкой краской.
- Установить прямоток на автомобиль.
Фото: основные этапы работы
Прямоточный спортивный глушитель собственного изготовления оптимизирует работу мотора, сделает ВАЗ 2106 более спортивным и динамичным. В магазинах есть огромный выбор таких модификаций глушителей, поэтому при отсутствии опыта изготовления можно купить новый .
Насадки на «глушак» своими руками и покупные
Насадки, которые используются обычно в качестве декоративного элемента, позволяют модифицировать глушитель и оптимизировать его работу. Так, правильно выполненная и установленная насадка гарантированно улучшает следующие показатели:
- горючее выгорает до конца;
- на свечах зажигания образуется меньшее количество нагара;
- примерно на 15% увеличивается мощность силового агрегата;
- уменьшается расход топлива (примерно на 20%).
То есть использование насадки может улучшить основные показатели удобства и экономичности транспортного средства. Сегодня в продаже можно встретить насадки самых разных форм, выбор ограничен только финансовыми возможностями водителя.
Насадки создают привлекательный внешний вид кузову, а также оптимизируют работу всей системы выхлопов
Однако насадку на глушитель «шестёрки» можно сделать и самостоятельно. Для этого потребуются самые простые материалы и инструменты:
- лист из нержавеющей стали с толщиной 1–1.2 мм;
- картон для шаблона;
- болгарка;
- шкурка и полировочные материалы;
- ножницы по металлу.
Типовая насадка на выхлопную трубу имеет круглое сечение, поэтому проще всего изготовить именно такой элемент:
- Из картона смоделировать корпус будущей насадки, учесть места для крепёжных соединений.
- По картонному шаблону вырезать из листового материала заготовку изделия.
- Заготовку аккуратно согнуть, место стыка скрепить болтовыми соединениями или сваркой.
- Зачистить будущую насадку, можно отполировать до зеркального блеска.
- Установить на выхлопную трубку автомобиля.
Видео: изготовление насадки
Насадка обычно крепится на трубу с помощью болта и сквозного отверстия или же просто на металлическом хомуте. Между трубой и насадкой рекомендуется прокладывать огнеупорный материал, чтобы увеличить срок службы нового изделия.
Как подобрать подходящий глушитель
Глушитель является не только важной деталью автомобиля, которая выполняет функции чисто рабочие. Вовсе, нет. По статистическим данным, прохожие обращают внимание, в первую очередь, на диски автомобиля и его глушитель. Другими словами, данная деталь выполняет еще и эстетические функции, являясь стильным украшениям машины.
Красивый глушитель на автомобиле
Стильный глушитель не зря сравнивают с альтернативной оптикой, красивыми обвесами и литыми дисками. Ведь он создает внешний облик автомобиля, идеально сочетаясь с вышеприведенными деталями. Как и говорилось выше, глушитель выполняет и основную рабочую функцию. Он прекрасно справляется с лишним шумом и звуком, хотя и немного приглушает мощность двигателя. Но думать, что якобы без глушителя автомобиль поедет быстрее – неправильно. Такого нет и в помине, ведь мощность двигателя снижается незначительно, тем более если знать, какой вид глушителя надо выбрать. Для начала нужно понять, что не существует такой выхлопной системы, которая бы прибавила мощность двигателя. И поставив на автомобиль глушитель от крутой машины с мощным движком, вовсе не означает, что мотор повысит свои способности. Напротив, если установить глушитель, который по своим параметрам не будет соответствовать системе, можно не только ослабить, но и погубить двигатель автомобиля. Ведь никаких грубых просчетов специалисты компании по производству автомобилей, даже отечественных не допускают. Но с другой стороны, производитель бывает ограничен в выборе и средствах улучшить дизайн и кое-какие нюансы этой детали.
Интересно. Если рассматривать мощность двигателя, то влияние на нее оказывает вся выхлопная система, которую принято традиционно настраивать под форсированный двигатель. И если данная форсировка двигателя была проведена, то обязательно нужно менять всю систем выпуска, так как в противном случае результата не будет.
Выхлопные системы подбираются индивидуально, смотря на то, какой тип мотора стоит. Под двигатель подбирается особая программа, рассчитанная на цельный комплекс тюнинга. В каждом варианте индивидуально подобранной выхлопной системы должна обеспечиваться максимально эффективная работа двигателя. К примеру, выхлопная система, подобранная на заводской стандартный вариант, не будет с достаточной эффективностью работать на форсированном двигателе. И то же самое можно сказать в обратном случае, когда на стандартный двигатель ставится форсированная система выпуска. Поэтому, например, австрийская фирма Remus никогда не предлагает своим клиентам уже настроенные системы выпуска.Ведь на стандартных двигателях установить форсированную систему означает трату лишних денег, которая в итоге ни к чему не приведет. Если замена выхлопной системы отечественного автомобиля на форсированную ничего не дает, тогда зачем это делается автолюбителями? Разве дело только во внешнем виде? Оказывается, вовсе нет. Причина кроется в звуке. Какой водитель, особенно стильной «шестерки» не хотел бы слышать звука гоночного болида, издаваемого двигателем? А настоящий, чистый и красивый спортивный звук способен дать только глушитель, который подбирается под форсированную выхлопную систему. Получается, что главным критерием при выборе глушителя выступает звучание. Именно данной характеристике многие производители не уделяют должного внимания.
Материал
Качеству материала глушителя уделяется большое значение. От того, какое напыление у глушителя, зависит дизайн и длительность эксплуатации. Самым дорогим считается гальваническое напыление и качествнное никелированное окончание.
Глушитель с гальваническим напылением
Замена глушителя Ваз 2106
Ремонт выхлопной системы автомобиля Ваз 2106 подразумевает несколько действий:
Проводятся работы конкретного типа в зависимости от ситуации. Рассмотрим на пример, как проводится замена глушителя на ваз 2106 основного:
Снятие хомутов на ваз 2106
Совет. Для более удобного отсоединения ремней глушителя можно воспользоваться отверткой.
Совет. Чтобы герметизация стыков труб прошла грамотно, необходимо перед монтажом нанести на наружную поверхность выходного коллектора слой специального герметика, предназначенного для выхлопных систем.
Замена дополнительных глушителей
Замена дополнительного глушителя ваз
Данные детали не бывают прикреплены к кузову Ваз 2106. Они фиксируются к приемной трубе и основному глушителю при помощи хомутов. Итак, вооружаемся двумя ключами на 13 и отверткой. Полезно, также посмотреть это видео
Совет. Чтобы трубы разъединились без проблем, рекомендуется слегка отогнуть лепестки трубы глушителя или повернуть глушитель за входную часть, используя газовый ключ. Вот так, как показано на фото:
Поворачиваем часть трубы газовым ключом
Замена приемной трубы
Замена приемной трубы
Если есть необходимость заменить приемную трубу глушителя, необходимо вооружиться отверткой, ключом на 13, головкой того же размера, удлинителем, воротком и карданным шарниром. Итак:
Совет. Удобно отвернуть гайки удастся накидным ключом, действуя сверху.
Данная выше статья поможет провести замену своими руками легко и просто. Представленная выше инструкция выполнена в пошаговом варианте и не только помогает сделать все самому, но и неплохо сэкономить. Ведь, как известно, цена на услуги подобного типа сегодня не радует.
Источник
Для чего нужен глушитель
Выхлопная система любого транспортного средства основывается на использовании специального элемента, который называется глушитель. Эксплуатация автомобиля без глушителя невозможна в принципе.
Глушитель призван выполнять две основные задачи:
понижать шумы отработавших газов;
преображать температуру и пульсацию выхлопов.
Обоснованность использования глушителя объясняется тем, что отработавшие газы после выхода из цилиндров мотора имеют очень высокое давление и температуру. При этом в выпускной системе вперёд газов запускаются звуковые волны, которые могут очень сильно шуметь при выхлопах. Глушитель преобразует волны звука в энергию тепла, тем самым сокращая то количество шума, которое создаётся при выхлопе. Однако все современные глушители некоторым образом и влияют на продуктивность двигателя, так как преобразование создаёт противодействие, за счёт чего уменьшается мощность мотора.
В глушителях автомобилей ВАЗ используется несколько различных методологий для понижения шумов:
расширение/сужение потока газа;
изменение направленности потока;
интерференция волны звука;
В глушителях используется несколько камер разного объёма, чтобы расширять или сужать поток газовых выхлопов.
На автомобилях ВАЗ 2106/2107 устанавливается один глушитель. Для сравнения: на современных иномарках может быть до пяти глушителей.
Глушитель на ВАЗ классике
Вся выхлопная система на отечественных «Жигулях» шестой и седьмой модели состоит из трёх частей: приёмной трубы, основного глушителя и резонатора. Каждая из них выполняет свою функцию: труба вытягивает выхлопные газы из мотора, глушитель преобразует газы и звуки, а резонатор понижает уровень шумности.
Глушители на ВАЗ 2106–2107 «славятся» своей недолговечностью, так как тонкий металл очень быстро может прогореть. Оригинальные заводские изделия служат на протяжении 60–70 тыс. км пробега, когда как самодельные глушители часто не выдерживают и 30 тыс. км.
Традиционно на классику ВАЗ устанавливаются глушители производства «АвтоВазАгрегат». Они изготавливаются из нержавеющей стали с утолщённой стенкой. Поэтому срок их службы можно считать долговечным. Альтернативными вариантами можно считать глушители более современных моделей «Жигулей», но не все они оптимально подходят к «шестёркам» и «семёркам». Однако умельцы быстро переделывают крепёжные элементы и выравнивают длину глушителей, чтобы добиться их идентичности оригиналам.
Современный глушитель производства «АвтоВазАгрегат» является неотъемлемой частью автомобилей ВАЗ
Традиционно глушитель на ВАЗ классике установлен под днищем автомобиля и крепится при помощи болтовых соединений и специальных подвесных резинок. Выхлопная труба выводится сзади кузова с левой стороны.
Что делать, если стучит глушитель на «Жигулях»
Сразу необходимо разобраться в том, о какую именно часть стучит труба глушителя. На автомобилях ВАЗ классика могут быть только два варианта:
В каждом случае порядок работ будет разным. Если глушитель во время движения звонко ударяется о бензобак, то это говорит о том, что соединительный хомут между глушителем и резонатором был поставлен неправильно, поэтому «глушак» и уходит в сторону. То есть необходимо ещё раз загнать машину на смотровую яму и убедиться в правильности всех соединений глушителя.
Если же труба во время езды стучит о кузов, то проще всего предотвратить этот звук заменой резинок. В процессе эксплуатации они могут вытягиваться или даже слетать, из-за чего глушитель ходит туда-сюда. Если же все три резинки стоят на своих местах, то рекомендуется проложить место стыковки глушителя и кузова резиной. Это обеспечит отсутствие стука во время езды и сделает работу глушителя более стабильной.
Из каких материалов изготавливаются
Глушители всех типов могут изготавливаться из:
- Нержавеющей стали;
- Алюминизированной (сплав алюминия со сталью);
- Обычной черной стали.
Из нержавеющей стали изделие может прослужить, при активной эксплуатации автомобиля, от 6 до 10 лет, так как наименее подвержено коррозии.
Реализуются на рынке в высоком диапазоне цен, их большой плюс – не смотря на высокую цену, выпускаются массово и можно подобрать к большинству марок автомобилей.
Из алюминизированной стали изделия реализуются в среднем диапазоне цен, они тоже достаточно прочные, но их трудно подобрать к конкретной марке авто, так как выбор на рынке не велик (выпускают только несколько компаний).
В гаражных условиях такой глушитель сделать проблематично. Основное преимущество – большой срок службы до 6 лет, мало подвержены коррозии.
Изделия из черной стали выпускаются массово, так как самые дешевые. Их можно сделать и гаражных условиях для любой марки авто, но вот служить они будут 3, максимум 5 лет, дальше агрессивная среда и ржавчина сделают свое черное дело.
Неисправности глушителя на ВАЗ 2106
Как и любая часть конструкции автомобиля, глушитель тоже имеет свои «слабые стороны». Как правило, любая неисправность глушителя ведёт к тому, что:
- в салоне начинает сильно пахнуть выхлопами;
- мотор теряет свои мощностные характеристики;
- из выхлопной трубы вырываются клубы чёрного газа.
Так или иначе, но заметив любой из этих признаков, водитель должен немедленно остановиться и разобраться в причине поломок. Глушитель, особенно некачественный, может быстро прогореть, получить вмятину или пробоину при езде по неровной дороге, заржаветь или потерять своё положение под днищем.
Черный цвет выхлопных газов — первый признак неисправности глушителя
Стучит во время езды
Стук глушителя во время езды — пожалуй, самая распространённая неисправность всех автомобилей ВАЗ. При этом устранить стук можно очень просто и быстро:
- Необходимо выяснить, почему глушитель стучит и о какую часть машины задевает при движении.
- Достаточно будет немного покачать трубу рукой, чтобы понять, почему производится стук при езде.
- Если глушитель бьётся о днище, то виной тому растянувшиеся резиновые подвески. Нужно будет заменить подвески на новые, и стук тут же прекратится.
- В редких случаях глушитель может задевать о корпус бензобака. Потребуется также сменить подвески, а заодно обмотать эту часть трубы изоляционным материалом — например, армированной сеткой с асбестом. Это, во-первых, снизит нагрузку на глушитель при следующих возможных ударах, и, во-вторых, поможет защитить сам бензобак от пробоин.
Покачивая глушитель рукой, можно понять, о какую часть кузова он стучит
Что делать, если глушитель прогорел
На форумах водители часто пишут «помогите, глушитель прогорел, что делать». Обычно отверстия в металле можно устранить при помощи стандартного ремонта — например, наложить заплатку.
Однако если глушитель прогорел во время движения, заводить мотор не рекомендуется, так как выхлопная система не будет работать в нормальном режиме.
Коррозия, вмятины и длительная эксплуатация приводят к тому, что глушитель может прогореть прямо во время езды
Самостоятельный ремонт глушителя
Отремонтировать глушитель в «дорожных условиях» не получится. Как правило, ремонт старого «глушака» подразумевает проведение сварочных работ — установку заплатки на пробоину в корпусе.
Поэтому ремонт глушителя — это та работа, которая может занять немало времени. Нужно заранее подготовить инструменты и материалы:
- два ключа на 13;
- два ключа на 17;
- отвёртка с плоским тонким лезвием;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- лист нержавеющей стали на заплатку;
- щётка для очистки металла;
- обезжириватель;
- термостойкая краска.
Ремонт глушителя выполняется по следующей схеме:
- Демонтаж вышедшего из строя изделия.
- Осмотр.
- Небольшую трещину можно сразу же заварить, однако если имеется довольно-таки обширная пробоина, придётся ставить латку.
- Из листа стали вырезается кусок металла, по размерам на 2 см с каждого края больше, чем это необходимо для установки заплатки.
- Повреждённый участок обрабатывается щёткой, чтобы снять всю ржавчину.
- Далее можно приступать к сварочным работам: заплатка накладывается на повреждённое место глушителя и сначала прихватывается со всех сторон.
- После заплатка проваривается по всему периметру.
- После того как сварочный шов остынет, необходимо зачистить его, обезжирить и покрасить места сварки (или весь глушитель) термостойкой краской.
Видео: как заделать мелкие пробоины в глушителе
Такой простой ремонт позволит использовать глушитель ещё долгое время, однако если пробоина или прогоревшая часть корпуса имеет большой диаметр, целесообразно будет сразу же заменить глушитель на новый.
Как заменить старый глушитель на новый
К сожалению, у глушителей на ВАЗ 2106 наблюдается одно не очень хорошее качество — они быстро прогорают в процессе эксплуатации. Оригинальные изделия служат до 70 тыс. км пробега, однако «самопал» навряд ли продержится хотя бы 40 тыс. км. Поэтому раз в 2–3 года водитель должен проводить замену своего глушителя.
Перед началом работ необходимо дать всей выхлопной системе остыть, иначе можно получить серьёзные ожоги, так как трубы в момент работы двигателя очень сильно нагреваются.
Замену проще всего проводить на подъёмнике или смотровой яме
Для замены глушителя потребуются самые простые инструменты:
- два ключа на 13;
- отвёртка с прямым лезвием.
Также рекомендуется заранее подготовить жидкость WD-40, так как приржавевшие болты креплений могут с первого раза не поддаться демонтажу.
Порядок демонтажных работ глушителя на ВАЗ 2106 мало чем отличается от снятия трубы с других моделей ВАЗ:
- Установить машину на смотровую яму или на домкраты.
- Подлезть под днище, ключами на 13 ослабить крепления стяжного хомута приёмной трубы. Разжать отвёрткой хомут и спустить его вниз по трубе, чтобы не мешал.
- Далее отвернуть болт, который держит резиновую подушку.
- Отсоединить саму подушку от кронштейна и вытащить её из-под машины.
- Снять все резиновые подвески, которыми сам глушитель крепится к днищу.
- Поднять глушитель, снимая его с последней подвески, после вытащить из-под кузова.
Видео: порядок замены глушителя и резинок
Соответственно, новый «глушак» нужно будет установить в обратной последовательности. Обычно с новым глушителем меняются и крепёжные элементы — болты, хомуты и резиновые подвески.
Порядок проведения ремонта
Сначала необходимо разъединить приемную трубу с резонатором. Более детально об этом читайте здесь: Замена резонатора на ВАЗ 2106. После чего можно приступать к дальнейшим действиям. Открутите все гайки крепления штанов к выпускному коллектору, сначала сорвав их обычным ключом.
После чего можно применить трещотку, чтобы сделать все гораздо быстрее.
Когда все 4 гайки откручены до конца, можно сдергивать приемную трубу со шпилек коллектора, как это продемонстрировано наглядно на фотографии внизу.
Теперь штаны практически свободны и легко опускаются вниз, при условии, что правая часть автомобиля достаточно высоко поднята домкратом.
Как видно из приведенной ниже фотографии, приемная труба ВАЗ 2106 упала вниз, и теперь ее без лишних проблем можно спокойно вынимать из под машины:
Для того, чтобы произвести замену этой части выхлопной системы автомобиля, покупаем новые “штаны” и устанавливаем их в обратной последовательности. Цена новых составляет около 400 рублей, это намного дешевле, чем остальные части выхлопной.
Инструкция по замене резонатора
Так как резонатор на ВАЗ 2107 не прикреплен к кузову, необходимо придерживать его при замене, чтобы не деформировать приемную трубу.
Резонатор ваз 2107
- Обстучите молотком соединения труб и хомуты, как и в предыдущем случае.
- Первым делом отсоединяем резонатор от глушителя, затем от “штанов”. В соединении резонатора и приемной трубы действуем по той же схеме, отгибаем лепестки, применяем “жидкий ключ” либо болгаркой в самом крайнем случае, и очень аккуратно.
- В точке сочленения резонатора с глушителем дело обстоит сложнее. Когда трубы прикипели, обрезаем кусок трубы идущей от резонатора, затем вынимаем оставшуюся часть из развальцовки при помощи газового ключа либо плоскогубцев. Обычно в этом месте трубы прикипают намертво, когда разъединить их невозможно, меняем и глушитель
- Устанавливаем новый резонатор, соблюдая его изначальное положение. Если установить резонатор неправильно, он начнет стучать по днищу кузова, либо задевать за неровности дороги. Желательно, чтобы труба резонатора, идущая от приемной трубки к бачку, находилась параллельно земле
- Таким же образом выравниваем соединение резонатора с глушаком, чтобы бачок располагался параллельно земле, и не стучал по кузову
Меняем “штаны” (приемную трубу)
При замене штанов ВАЗ 2106, обязательно запаситесь новой прокладкой между штанами и коллектором, потому что при снятии она разрушается.Рекомендуется так же заменить гайки, крепящие штаны к коллектору.
При замене приемной трубы нужно обязательно заменить прокладку между ней и выпускным коллектором. Также лучше поменять гайки крепления “штанов” к коллектору. Порядок действий такой:
- ослабить хомут и отстыковать штаны от резонатора;
- открутить четыре гайки крепления приемной трубы к коллектору;
Важно: откручивать гайки следует осторожно, чтобы не свернуть шпильки крепления. В противном случае придется высверливать и менять шпильки.
- снять “штаны” (приемную трубу) и прокладку;
- установить новую прокладку;
- установить новую приемную трубу;
- соединить приемную трубу с резонатором, затянуть хомут крепления;
- затянуть гайки крепления “штанов” к коллектору.
Если после установки новой приемной трубы выхлопная система провисает или бьется о днище, возможны такие варианты:
- резонатор или приемная труба закреплены не под теми углами;
- провисли подушки двигателя.
В первом случае достаточно ослабить хомуты и установить детали правильно. Во втором придется заменить подушки двигателя. Итак:
- Сначала отсоединяем штаны от резонатора. Если возникли проблемы, как в случае с резонатором, учитывая тот факт, что штаны заменяют реже остальных деталей глушителя, а температура разогрева соединения в процессе работы двигателя довольно высокая, применяем болгарку.
Это интересно: Замена генератора Форд Фокус 2 своими руками — как снять и установить новый
Крепление у карбюраторного двигателя. Рядом крепление штанов инжектора
- После снятия резонатора, откручиваем четыре гайки, крепящие приемную трубу к коллектору.
Откручиваем гайки, крепящие штаны к коллектору, достаем прокладку
- Аккуратно, не сорвите шпильки, чтобы избежать лишней работы по замене их. Рекомендуется сразу обработать их “жидким ключом”, иначе срезаем гайки, применив болгарку
- Работая болгаркой, режем гайку наискосок, чтобы не повредить резьбу шпильки. Затем просто сбиваем ее при помощи зубила либо плоской отвертки
- Устанавливая штаны, заменяем старую прокладку, затем прикручиваем их к выхлопному коллектору
- Соединяем штаны с резонатором, обжимаем развальцовку посредством хомута.
Если после замены выхлопная система поднята под днище либо провисает:
- Первое – приемная труба и резонатор закреплены под неправильным углом. Просто проворачиваем резонатор и добиваемся правильного положения системы
- Второе – подушка двигателя провисла. Меняем подушку двигателя.
Крепежные детали
Отдельно о крепежных деталях – подушках подвески и хомутах. Их рекомендуется менять при каждой смене любой детали выхлопной системы. Итак:
- Если хомут на первый взгляд как новый, не забывайте, об усталости металла. Резьба со временем «плывет», хомут уже не плотно держит соединение, выхлопные газы просекают и создают дополнительный шум. Придется лезть под машину, чтобы поменять один хомут, а это, согласитесь, лишняя работа.
- Простым осмотром зачастую не возможно оценить уровень износа подушек и резиновых ремней. Устанавливая старые подушки с резиновыми ремнями на место, вы рискуете в результате их обрыва, потерять глушитель. Учитывая, что цена подушки либо ремня гораздо меньше цены глушителя, лучше заменить их сразу, чтобы избежать лишних затрат.
Снятие и установка глушителя
Чтобы демонтировать «глушак», отремонтировать его, а затем вернуть на место, придерживайтесь такой последовательности действий:
- Загоните машину на смотровую яму. Заглушите двигатель, выключите зажигание. Обождите, пока остынет выпускной коллектор.
- Разогните крючья резиновых ремней подвеса глушителя.
Разогните с помощью отвёртки крючья резиновых ремней, на которых подвешен глушитель - Открутите крепление выхлопной трубы к резиновой подушке.
Открутите гаечным ключом крепление выхлопной трубы к резиновой подушке - Ослабьте хомут сочленения труб основного и дополнительного глушителя.
Ослабьте хомут между трубами основного и дополнительного глушителя - Отодвиньте хомут в сторону, снимите основной глушитель.
- Ослабьте хомут сочленения приёмной трубы и резонатора.
- Аккуратно выбейте резонатор из крепления, ударяя молотком через прокладку.
Аккуратно выбейте резонатор из крепления, ударяя молотком через деревянную прокладку - Открутите приёмную трубу от коробки передач.
Открутите приёмную трубу от кронштейна коробки передач - Отогните стопоры, открутите приёмную трубу от коллектора.
Аккуратно отогните стопоры и открутите приёмную трубу от коллектора - Стяните трубу со шпилек.
Новый глушитель установите в противоположной снятию последовательности. При этом не используйте бывшую в употреблении прокладку. Трубы в местах соединения хомутами перед сборкой обработайте графитной смазкой.
Глушитель «классических» автомобилей ВАЗ, согласно рекомендациям изготовителя, ремонту не подлежит. При возникновении неисправности какого-либо элемента выпускного тракта деталь подлежит замене новой.
ПОДРОБНОСТИ: Инструкция замены генератора на ВАЗ 2107-2101 своими руками
На деле автомобилисты часто предпочитают устранять прогоревшие в глушителе дыры — самый распространённый дефект — с помощью сварки.
О возникновении «свищей» свидетельствует изменение звука мотора и появление дыма из-под машины. Для поиска неисправности установите машину на эстакаду, осмотрите элементы системы выпуска отработавших газов.
Если причина в прогоревшей прокладке, снимите глушитель и замените её. Когда есть помощник, можно обойтись без снятия всех элементов системы. Действуйте в следующем порядке:
- Открутите крепление трубы к КПП.
- Развинтите гайки крепления приёмной трубы к коллектору.
- Вдвоём с помощником стяните «штаны» со шпилек, одновременно вращая за изгиб трубы резонатора.
- Замените прокладку, установите трубу на место, закрутите крепления.
Заваренный глушитель обычно служит меньше чем новый. Но и сварка обходится дешевле, чем покупка. Обычно при необходимости ремонта глушителя сваркой обращаются к профессионалам. Если есть оборудование, работу можно выполнить самостоятельно. Для этого понадобится:
- сварочный аппарат;
- заготовки для заплаток из листового металла толщиной 1–2 мм;
- отрезок трубы такого же диаметра, как вышедшая из строя;
- шлифмашина с отрезным диском по металлу;
- металлическая щётка;
- наждачная бумага;
- термостойкая краска по металлу.
Для ремонта глушителя придерживайтесь такой последовательности:
- Снимите глушитель с автомобиля.
- Наружным осмотром определите место неисправности и размеры повреждений.
- Если в корпусе глушителя значительное отверстие, оцените состояние внутренних деталей. Возможно, ремонт внешней поверхности не принесёт желаемого восстановления функций глушителя без замены внутренностей. В этом случае целесообразно обратиться к профессионалам или попросту поменять неисправную деталь на новую.
- Вырежьте прогоревший участок. Из заготовки сделайте заплатку большего размера, чем повреждение. Приварите заплатку поверх дырки сплошным швом.
- При повреждении в местах стыков трубы и корпуса глушителя вырежьте дефектный участок, замените повреждённую часть трубы, приварите отремонтированную трубу к глушителю сплошным швом.
- Отремонтированный глушитель очистите от грязи и ржавчины, окрасьте деталь двумя слоями термостойкой краски.
Это интересно: Как снять и произвести замену фар на ВАЗ 2107 — ремонт авто своими руками
ПОДРОБНОСТИ: Замена масла Хонда СРВ 2. Фото, инструкция как поменять масло в двигателе Honda CR-V
Как связаны стук и положение глушителя
Если глушитель вдруг начал стучать о какие-то места автомобиля, найдите источник посторонних звуков. Обычно причина кроется в растянувшихся резиновых креплениях. После их замены стук прекратится.
Иногда стук появляется после проведения работ, связанных со снятием глушителя. В этом случае посторонние звуки — следствие ошибок монтажа. Круглые трубы в местах соединений хомутами могут быть слегка повёрнуты относительно правильного положения: больше или меньше, чем требуется задвинуты одна в другую.
Для устранения стука восстановите оптимальное положение элементов системы выпуска отработавших газов.
Аналогичными способами — заменой резинок и коррекцией положения сочленений — «лечатся» провисшие глушители.
Видео: ремонт провисшего глушителя ВАЗ 2106
Нюансы ремонта глушителя
Глушитель «классических» автомобилей ВАЗ, согласно рекомендациям изготовителя, ремонту не подлежит.
При возникновении неисправности какого-либо элемента выпускного тракта деталь подлежит замене новой.
На деле автомобилисты часто предпочитают устранять прогоревшие в глушителе дыры — самый распространённый дефект — с помощью сварки.
О возникновении «свищей» свидетельствует изменение звука мотора и появление дыма из-под машины. Для поиска неисправности установите машину на эстакаду, осмотрите элементы системы выпуска отработавших газов.
Если причина в прогоревшей прокладке, снимите глушитель и замените её. Когда есть помощник, можно обойтись без снятия всех элементов системы. Действуйте в следующем порядке:
Замена сгоревшей прокладки глушителя устраняет посторонние звуки из мотора
Заваренный глушитель обычно служит меньше чем новый.
Но и сварка обходится дешевле, чем покупка. Обычно при необходимости ремонта глушителя сваркой обращаются к профессионалам. Если есть оборудование, работу можно выполнить самостоятельно. Для этого понадобится:
Для ремонта глушителя придерживайтесь такой последовательности:
Фотогалерея: сварка глушителя
При повреждении в местах стыков трубы и корпуса глушителя приварите отремонтированную трубу к глушителю сплошным швом Из заготовки вырежьте заплатку большего размера, чем повреждение Повреждение трубы заварите сплошным швом
Видео: ремонт глушителя ВАЗов сваркой
Замена и ремонт глушителя — грязная и трудоёмкая работа. Но ничего сложного в ней нет. Глаза боятся — руки делают.
Резонатор любого автомобиля является дополнительным глушителем, который уменьшает уровень шума работы двигателя. Помимо основной «банки», резонаторная, или как ее еще называют, приемная труба может комплектоваться дополнительной.
Стоит отметить, что резонатор работает в условиях больших температур. Именно на него подаются выхлопные газы, находящиеся под большой температурой, которые постепенно приводят термостойкий металл к большому износу. Кроме того, резонатор на ВАЗ 2107 находится слишком близко к дорожному покрытию, что является причиной механических повреждений приемной трубы.
В конечном итоге, на поверхности резонатора появляются дыры, которые нарушают его работу. Выхлопные газы выходят через эти дефекты, создавая неприятный звук работы двигателя, которые не только неприятен окружающим, но и уж точно не оставит равнодушными сотрудников дорожной инспекции. Именно поэтому поврежденный резонатор необходимо сразу же заменить.
Устройство глушителей ВАЗ 2101/2107/2109/2110/2015
Несмотря на то, что принцип работы у всех глушителей ВАЗ классика и более поздних моделей одинаковый, конструктивные отличительные особенности все же у них есть.
Для примера рассмотрим устройство глушителя на ВАЗ 2101.
В изделии предусмотрено три камеры, общее устройство представлено ниже:
- Верхний полу-корпус;
- Теплоизоляция;
- Кожух;
- Перегородки правой и левой камер;
- Впускная труба;
- Передняя перегородка;
- Перфорированная выпускная труба;
- Перфорированная труба внутренняя;
- Кожух трубы впускной перфорированной;
- Перегородка задняя;
- Полу-корпус нижний;
- Выпускная труба;
- Передняя труба выхлопной системы;
- Основной глушитель;
- Ремень для подвески;
- Подушка подвески;
- Выпасная труба.
Устройство глушителя поздних моделей на примере ВАЗ 2110.
- Труба приёмная;
- Кронштейн;
- Хомуты;
- Резонатор;
- Подушки подвески;
- Основной глушитель;
- Труба выпускная;
- Перфорированная задняя труба резонатора;
- Задняя перегородка;
- Передняя перегородка;
- Перфорированная передняя труба резонатора;
- Корпус;
- Передняя перфорированная труба;
- Впускная труба;
- Выпускной патрубок;
- Корпус;
- Задняя перегородка;
- Средняя перегородка;
- Задняя перфорированная труба;
- Перегородка передняя.