Черный нагар на свечах зажигания, причины
Черный нагар на электродах и изоляторе — одна из наиболее распространенных проблем свечей зажигания. Его появление свидетельствует об определенных проблемах в работе двигателя автомобиля и его систем. В большинстве случаев черный нагар — это не сгоревшие в камере сгорания остатки переобогащенной топливной смеси. Постоянная эксплуатация свечей зажигания с черным нагаром приводит в лучшем случае к перебоям в их работе и полному выходу их из строя в худшем.
На работе двигателя это отражается появлением провалов и рывков, неустойчивого холостого хода (двигатель «троит»), «стрельбой» в глушитель, потерей мощности и приемистости, повышением расхода топлива.
Причин появления черного нагара на свечах зажигания карбюраторного двигателя легкового автомобиля (например, ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107) не так уж и много. Ниже приведено их перечисление применительно конкретно к карбюраторным двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107.
Причины появления черного нагара на свечах зажигания карбюраторного двигателя автомобиля
— Причины связанные с карбюратором и системой питания
Черный нагар на свечах зажигания является следствием сильно переобогащенной топливной смеси, остатки от неполного сгорания которой оседают на электродах и изоляторе свечей. К этому могут привести:
Повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора («перелив»)
Не верно отрегулирован уровень, не герметичен игольчатый запорный клапан, не герметичен поплавок (поплавки), поплавок (поплавки) задевает за стенки поплавковой камеры, бензонасос создает избыточное давление (сильно выступает толкатель привода).
Измерение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Измерение выступания толкателя бензонасоса ВАЗ
Износ или не герметичность шарикового клапана экономайзера мощностных режимов
Лишнее топливо поступает в двигатель не только на мощностных режимах, когда должен включаться в работу экономайзер, но и на всех остальных.
Устройство экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Засорение воздушных жиклеров главных дозирующих систем
Топливная смесь переобогащается, так как воздуха в нее поступает недостаточно.
Воздушные жиклеры, топливные жиклеры, эмульсионные трубки и колодцы ГДС карбюратора Солекс
Не правильно отрегулирован винт «качества» топливной смеси
Регулировка проведена в сторону переобогащения топливной смеси.
Винты регулировки «качества» и «количества» топливной смеси карбюратора Солекс
Сильно загрязнен воздушный фильтр
Баланс топлива и воздуха в таком случае снова смещается в сторону переизбытка топлива.
Сильно загрязненный фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя автомобиля
— Причины связанные с системой зажигания
Не верно установлен угол опережения зажигания
Скорее всего зажигание слишком раннее. Топливная смесь воспламеняется слишком рано и не сгорает полностью.
Установочная метка зажигания на маховике
«Пробиты» высоковольтные провода, крышка или «бегунок» трамблера
Утечка тока через «пробитые» детали системы зажигания снижает мощность искры, либо приводит к ее прекращению. Топливная смесь сгорает не эффективно.
Неисправна катушка зажигания
У катушки зажигания возможна утечка тока через трещину в крышке. Последствия аналогичны описанным выше.
Неисправны сами свечи зажигания
Калильное число свечей не соответствует двигателю, мал зазор между электродами свечи, внутренний дефект свечи.
Перечисленные неисправности приводят к перебоям в искрообразовании, слабой искре между электродами свечей и соответственно к плохому и неэффективному сгоранию топливной смеси. Как следствие двигатель «троит» или не запускается, электроды свечей черные.
— Причины связанные с неисправностью двигателя
Сильный износ поршневых колец
Нет компресии в цилиндрах на такте сжатия. Без необходимого давления в камерах сгорания топливная смесь плохо горит и оседает черным нагаром на свечах зажигания.
Проблемы с клапанным механизмом двигателя
Не герметичны клапана, не отрегулированы их тепловые зазоры.
Эти причины приводят к неэффективному сгоранию топливной смеси, догорании ее во впускном коллекторе и соответственно отложении черного налета на электродах свечей.
Примечания и дополнения
— Если двигатель и все его системы работают нормально, нагар на свечах зажигания коричневого цвета (диапазон коричневого может быть от светло-коричневого, до темно-коричневого).
Карбюратор ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110
Более подробно хотелось бы остановиться карбюраторных автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110, на что в первую очередь обращаться внимание если в них обнаружились черные свечи.
В первую очередь обратите внимание на «поведение» двигателя, троит он или нет. Если троит и свеча черная и сухая, то грешить нужно на топливную систему, а если она мокрая, то на масло, которое проникло в камеру сгорания. Также проблема может быть и в зажигании, которое выставлено неправильно.
Обратите внимание на карбюратор, проверьте:
- Вторую камеру – она должна быть сухая;
- Правильно ли отрегулирован винт качества смеси;
- Как отрегулирован уровень топлива в поплавковой камере – если неправильно, то в результате перелива будет обогащаться топливная смесь в результате свечи будут чернеть. Проверка должна осуществляться на перевернутом карбюраторе при снятой верхней крышке. Поплавок дожжен находится в 7-8 мм от уровня плоскости прокладки. На «Солексе» можно делать и 10 мм.
- Правильно ли отрегулирован магнитный электроклапан.
- Какое количество топлива в поплавковой камере – нормой считается 2.5 см от верхнего края камеры (при снятой верхней крышки) до поверхности бензина.
- Проверьте автоподсос. Если он есть и неисправен, то в результате закрытой заслонки образуется обогащенная смесь, как итог, свечи черные.
А также нужно проверить состояние самой свечи, провода высокого давления (может пробивать на массу), трамблёра. Не забудьте про катушку зажигания, как ее проверить читайте тут .
Если же двигатель начинает троить не сразу, а после прогрева, то опять же пройдитесь по вышеуказанным пунктам, плюс, проверьте регулировку клапанов.
Возможные причины появления нагара
Перед тем как ответить на вопрос о том, почему свечи черные, необходимо определиться, как именно они почернели. Ведь это от этого зависит, в каком направлении производить поиск. В частности, свечи могут чернеть все вместе, а может лишь одна или две из набора. Также свеча может почернеть лишь с одной стороны, а может по всему диаметру. Еще различают так называемые “мокрый” и “сухой” нагар.
Следует учесть, что скорость появления и характер нагара напрямую зависит от имеющихся неисправностей (если они есть):
- Нагар на новых свечах начинает образовываться минимум через 200-300 км пробега. Причем желательно ехать по трассе приблизительно с одинаковой скоростью и нагрузкой на двигатель. Так свечи будут работать в оптимальном режиме, и можно будет более объективно оценить состояние агрегатов автомобиля.
- Количество и тип нагара зависит от качества используемого топлива. Поэтому старайтесь заправляться на проверенных АЗС, а не ездить на газолине или подобных смесях. Иначе установить настоящую причину появления нагара (если он имеет место) будет тяжело.
- В карбюраторном двигателе должны быть правильно выставлены холостые обороты.
Теперь перейдем непосредственно к вопросу, почему на свечах зажигания появляется черный нагар. Может быть 11 основных причин:
- Если вы заметили почернение лишь с одной стороны, то, скорее всего, это вызвано прогаром клапана. То есть, нагар на свечу попадает снизу на боковой электрод (а не на центральный).
- Причиной черных свечей может быть прогар клапана. Ситуация аналогична предыдущей. Нагар может проникать на нижний электрод.
- Неверно выбранное калильное число свечи вызывает не только её повреждение в дальнейшей эксплуатации, но и неравномерное почернение попервах. Если упомянутое число мало — то поменяется форма конуса нагара. В случае, если оно велико — то почернеет только верхушка конуса, а корпус будет белым.
«Сухой» нагар на свече
Как правило, при выставленном позднем зажигании и работе на обогащенной топливовоздушной смеси возникают следующие последствия:
- пропуски зажигания (на инжекторных двигателях появляется ошибка P0300);
- проблемы с запуском двигателя;
- неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах, и как следствие, повышенный уровень вибрации.
Далее расскажем, как устранить перечисленные неисправности и как почистить свечи зажигания.
Особенности запуска автомобиля в холодный период
В холодную погоду, перед запуском, надо сначала нагрузить аккумулятор, потом отключить его на некоторое время. Подождав несколько минут можно попробовать, проворачивая стартер, произвести запуск двигателя. Если с первой попытки завести машину не получилось, то чтобы не залить инжектор надо подождать еще несколько минут. Если все профилактические мероприятия были выполнены в полном объеме еще до заморозков, то никаких проблем с заливом топлива быть не должно.
Можно перечислить несколько условий, которые считаются оптимальными для нормальной работы инжектора:
- наличие работоспособного стартера;
- максимальный заряд аккумулятора. Аккумулятор мощный, исправный;
- используется сезонная смазка;
- свечи, электрическая схема высокого напряжения должны быть в идеальном состоянии;
- установлены чистые, отрегулированные форсунки;
- бензобак заполнен качественным топливом.
Среди опытных водителей бытует мнение, что прогон автомобиля по трассе со скоростью 120 кмчас способствует самоочищению автомобильных систем, в том числе и топливной. Также можно погонять мотор на оборотах 5000, порядка 10 минут по утрам. Эффект аналогичен гонке по трассе.
Какие действия необходимо предпринять для запуска?
Возникает вопрос, что делать, если машина не старая, все системы в порядке, а на холоде отказывается заводиться? При выворачивании свечей, оказывается, что они мокрые. Как уже было сказано, в холодное время года, причиной этого явления может быть слабая компрессия, некачественное топливо или слабый аккумулятор.
Еще раз обратимся к инструкции завода – изготовителя. В книге по эксплуатации автомобилей определен следующий алгоритм действий:
- Вывернуть свечи.
- Тщательно их вытереть и просушить.
- Погонять стартер несколько секунд.
- Все установить на место.
Зачастую, автовладельцы производят чистку инжектора, используя различные добавки в топливе. Это делать, крайне не рекомендуется, во-первых, теряется качество топливной смеси, что негативно сказывается на работе всей поршневой группы, во-вторых, чистку инжектора следует проводить на специальном оборудовании.
Водители с опытом, возят при себе несколько комплектов запасных свечей. От технических характеристик этого компонента зажигания зависит качество образуемой искры. Экономить на свечах нет смысла, их стоимость не настолько высока, а проблем некачественные свечи могут принести немало.
Что делать при появлении нагара
В первую очередь необходимо помнить, что масляные загрязнения и перегрев, результатом которого является копоть на свечах зажигания, очень вредны для системы зажигания. Особенно страшен перегрев, поскольку из-за него возникает вероятность выхода из строя электродов на свечах без возможности их восстановления.
В случае, если на вашем авто появилась лишь одна почерневшая свеча, то диагностировать поломку можно, попросту поменяв свечи местами. Если после этого новая свеча также почернеет, а старая очиститься — значит, дело не в свечах, а в цилиндре. А если ничего не изменилось — тогда возникают вопросы к работоспособности самой свечки.
Масляные отложения
В отдельные случаях свечи могут быть мокрыми и черными. Чаще всего причиной этого факта является попадание масла в камеру сгорания. Дополнительные симптомы этой неисправности следующие:
- затрудненный запуск двигателя;
- пропуски в работе соответствующего цилиндра;
- двигатель при работе дергается;
- появление синего дыма из выхлопной.
Масло в камеру сгорания может попасть двумя путями — снизу или сверху. В первом случае оно попадает через поршневые кольца. И это очень плохой признак, ведь зачастую это грозит капитальным ремонтом двигателя. В редких случаях можно обойтись раскоксовкой мотора. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, то оно идет из ГБЦ по направляющим клапанов. Причина этого заключается в износе маслосъемных колпачков. Для устранения этой неисправности необходимо лишь выбрать новые, качественные колпачки и заменить их.
Нагар на изоляторе
Красный нагар на свече
В некоторых случаях нагар, который естественным образом появляется в камере сгорания, может на высоких оборотах двигателя отрываться от поршня и прилипать к изолятору свечи. Следствием этого будут пропуски в работе соответствующего цилиндра. Двигатель при этом будет “троить”. Это наиболее безобидная ситуация, почему чернеют свечи зажигания. Устранить ее можно просто почистив их поверхность или заменив на новые.
Если в вашем двигателе появились черно-красные свечи, то это значит, что вы заливаете топливо с избыточным количеством присадок с металлами. Долго его использовать нельзя по той причине, что со временем металлические отложения образуют на поверхности изолятора свечи токопроводящий налет. Искрообразование ухудшится и свеча вскоре выйдет из строя.
Чистка свечей зажигания
Масляные следы
При их обнаружении на свечах работа двигателя может сопровождаться сильной его вибрацией, в то время как выхлопная труба будет выпускать отработанные газы, имеющие бело-синий цвет. В таком случае может наблюдаться увеличенный расход масла, залитого в систему смазки двигателя.
Как правило, следы масла на свечах указывают на установление в цилиндрах неправильного температурного режима. Нагар такого типа образуется вследствие износа таких составляющих ДВС, как поршневые кольца, маслосъемные колпачки, направляющие втулок клапанов.
Масло
Иными словами, присутствие масляных следов на поверхности свечи свидетельствуют о разрушении внутренних компонентов мотора. Это грозит тем, что отсоединившиеся частицы металла могут попасть между подвижными элементами внутри двигателя, что будет сопровождаться его непрерывным троением и вдвое возросшим расходом топлива.
Таким образом, диагностика работы ДВС при замеченных отклонениях от нормы путем осмотра свечей зажигания является довольно точным способом установления причины возникшей неисправности. Если возникла необходимость в том, чтобы самостоятельно диагностировать нестандартное поведение двигателя, выкрутить свечи и провести их визуальный осмотр не составит труда даже для новичков, мало разбирающихся в устройстве автомобиля.
Однако как новичкам, так и опытным водителям не стоит забывать, что свечи зажигания являются расходным материалом и имеют свой ресурс. Поэтому их замену следует проводить своевременно, к тому же их копеечная стоимость даже располагает к этому, не сильно ударяя по бюджету любого автомобилиста.
Чистка свечей зажигания от налета
Чистку свечей необходимо проводить регулярно, так же как и осматривать их состояние. Рекомендуется это делать приблизительно через 8. 10 тысяч километров пробега. Очень удобно это делать в момент замены масла в двигателе. Однако при наступлении описанных выше симптомов можно сделать это и раньше.
Сразу стоит оговориться, что старым методом с использованием наждачной бумаги для чистки электродов пользоваться не рекомендуется. Дело в том, что так возникает риск повреждения защитного слоя на них. Особенно это актуально для иридиевых свечей. У них центральный электрод тонкий и покрыт иридием, являющимся полудрагоценным и редким металлом.
Для очистки свечей зажигания вам понадобится:
- моющее средство для удаления налета и ржавчины;
- одноразовые пластиковые стаканчики (после окончания процедуры очистки подлежат утилизации, использовать их для пищевых продуктов в дальнейшем нельзя);
- тонкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
- ветошь.
Процедуру очистки выполняют по следующему алгоритму:
- В подготовленный заранее стакан наливают чистящее средство до уровня, чтобы полностью погрузить в него электроды свечи (без изолятора).
- Погружают в стакан свечи и оставляют на 30. 40 минут (в процессе возникает химическая реакция очистки, которую можно наблюдать невооруженным глазом).
- По истечению указанного времени свечи достают из стакана, и с помощью кисточки или зубной щетки удаляют налет с поверхности свечи, особенно уделяя внимание электродам.
- Промывают свечи в теплой проточной воде, удаляя химический состав и грязь с их поверхности.
- После промывки вытереть свечки насухо подготовленной заранее ветошью.
- Финальный этап — просушить свечи на батарее, в духовке (при небольшой температуре +60…+70°С) или при помощи фена или тепловентилятора (главное, чтобы оставшаяся в них вода полностью испарилась).
Выполнять процедуру необходимо тщательно, очищая и удаляя всю грязь и налет, имеющиеся на поверхности. Помните, что вымытые и очищенные свечи работают на 10. 15% эффективнее, чем грязные.
Итоги
Появление черной свечи зажигания на карбюраторе или инжекторе может быть вызвано разными причинами. Как правило, их сразу несколько. Например, неправильно подобранные свечи, продолжительная работа двигателя на высоких оборотах, неверно выставленное зажигание, неисправные маслосъемные колпачки и так далее. Поэтому рекомендуем вам при появлении описанных выше симптомов и просто периодически проверять состояние свечей зажигания на вашем авто.
Так вы не только продлите срок эксплуатации двигателя, но и сохраните мощность и комфорт при вождении. Дополнительную информацию о том, как можно диагностировать двигатель автомобиля по цвету нагара свечей зажигания вы можете посмотреть дополнительно.
Что нужно сделать автовладельцу ВАЗ-2109, если свечи заливаются топливом
Решить проблему «заливки» свечей зажигания автовладельцы ВАЗ-2109 карбюратор могут двумя способами:
- Выкрутить одну из свечей и купить точно такой же элемент можно, разумеется, в полной комплектации в специализированных магазинах или на автомобильных рынках.
- Воспользоваться более бюджетным вариантом, решив эту проблему своими руками. Данный процесс довольно прост, поэтому справиться с ним сможет каждый автовладелец, если замена и чистка свечей будет осуществляться поэтапно:
- все свечи нужно аккуратно выкрутить из так называемых «гнезд» и прокалить под пламенем газовой горелки, придерживая их обычными плоскогубцами;
- прогревать эти элементы нужно до тех пор, пока металл не покраснеет, чтобы полностью устранить нагар и любые загрязнения;
- после прогрева нужно при помощи мелкозернистой наждачной бумаги избавиться от пленки, которая образуется в процессе окисления вокруг разъемов;
- далее остается только вкрутить свечи на прежнее место, и можно будет считать процесс замены законченным.
Черный нагар на свечах зажигания на карбюраторном двигателе-причины
При обнаружении чёрного нагара на свечах каждый автовладелец должен понять и выяснить причину возникновения и, какие в машине появились неисправности. И самой распространенной неисправностью можно считать использование на протяжении долгого времени некачественного топлива, не исправность в системе зажигания, не правильно налаженный карбюраторный ДВС и несоответствие тепловоздушной системы. Диагностировать данные проблемы очень несложно, будет достаточно только взглянуть на почерневшие свечи зажигания.
Износ свечи
Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен.
Такая свеча гарантирует проблемы при запуске двигателя, особенно в холодное время года, и увеличение расходов на топливо.
Причина одна – несвоевременная проверка и замена свечей. Изношенную свечу нужно заменить новой с теми же тепловыми характеристиками.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Какие могут быть причины появления тёмного нагара на свечах?
Сперва, необходимо определить от чего произошло почернение свечей. Ведь — это может напрямую зависеть, в какую сторону двигаться автовладельцу для последующего обнаружения точной причины. Они могут почернеть как все сразу, так и по-отдельности каждая. Во время выяснения стоит учесть, насколько быстро это происходит и непосредственно характер такого явления.
На совершенно новых свечах нагар начинает проявляться, как малое через двести-триста километров пробега автомашины. При этом лучше всего совершать поездку по трассе с одинаковым скоростным режимом так будет намного проще обнаружить неисправности.
От образовавшегося количества и типа нагара напрямую зависит от качества заливаемого горючее в бензобак. Не нужно экспериментировать и каждый раз заправлять свою машину на разных заправочных пунктах. В результате просто не получится правильно оценить и точно обнаружить явную причину появления копоти.
Существуют несколько основных причин, почему на них образуется копоть:
- Если в итоге замечается почернение лишь с 1-й стороны-то это больше, чем вероятно было вызвано прогоранием клапана. В таком случае нагар на свечи попадает снизу на боковой, а не на центральный электрод.
- В ситуации не правильно подобранных свечей может вызвать не только её повреждение при эксплуатации, но и не равномерному потемнению.
Калильное число — это величина, которая характеризует время, за которое она достигает зажигания. Если на ней указано большое каливое число, то она меньше будет нагреваться. При появлении равномерного нагара на свечах доказывает то, что происходит запоздалое зажигание.
Появление чёрных свечей на карбюраторном движке могут быть вызваны следующими факторами: было осуществлено не правильное налаживание уровня горючего, разгерметизация игольчатого запорного клапана, бензонасос создаёт чрезмерное давление, разгерметизация поплавка.
Существенный износ и разгерметизация поплавков клапана
Если говорить простым языком — это топливо в большом количестве начинает поступать в движок внутреннего сгорания ДВС на обычных и мощных режимах.
Забитый воздушный фильтр
Также может быть причиной потемнения свечей. Его необходимо проверить и если что поменять на новый.
Система зажигания: неправильно выставленный угол зажигания, нарушение изоляции проводов, нарушена целостность крышки и бегунка тромблера, то катушка зажигания работает неисправно и в конце все дело в самих свечах.
Все выше приведенные причины могут привести к непостоянному искрообразованию, при этом происходит не только сгорание бензина, но и на свечах появляется угольно чёрный нагар.
Прогорели клапана (ДВС)
Очень часто происходит прогорание клапанов или правильно не налаженные зазоры.
Вследствие этого также получается нагар на свечах зажигания.
Пониженный показатель компрессии в цилиндре ему соответствует черная свеча.
Какие могут возникнуть последствия при позднем зажигании и полной работе на обогащённой тепловоздушной смеси: непостоянное зажигание, возникают трудности в запуске ДВС, неустойчивая работа.
Начинаем проверку с катушки
Высоковольтный разряд исходит с катушки зажигания, поэтому её проверяем в первую очередь. Не пытайтесь заводить автомобиль более трёх раз, ведь можете посадить аккумулятор, а он нужен при выполнении проверки. Катушка диагностируется следующим образом.
- Вынимаем бронепровод из крышки трамблёра.
- Надеваем перчатки или берём в руки плоскогубцы.
- Подносим контакт высоковольтного провода к массе.
- Второй человек включает зажигание.
Если появилась большая синяя искра, то катушка вырабатывает разряд, с ней всё в порядке. Отсутствие вспышки или слабая искра говорит о том, что проблема либо в самой катушке, либо в элементах, которые идут в цепи до неё. Проверяем работоспособность катушки, коммутатора, датчика Холла, замка зажигания.
Этапы работы | Действия |
Сначала нужно проверить высоковольтный провод на целостность. | Бегунок мультиметра выставляем на отметку 20 кОм, щупы подносим к противоположным контактам провода. Прибор должен показать сопротивление 3,5–9 кОм. Если величина больше или меньше, заменяем провод. |
При нормальных показаниях на экране тестируем катушку. Сначала проверяется сопротивление первичной обмотки. | Для этого соединяем щупы тестера с клеммами В и К на катушке. Тестер выставляем на 20 Ом. Показания на экране должны быть от 0,4 до 0,5 Ом. |
Чтобы проверить вторичную обмотку, щуп с клеммы К переставляем на высоковольтный выход. | Бегунок мультиметра — на 20 кОм. Норма на экране — 4-5 кОм. При отклонениях от нормальных значений заменяем катушку. |
Как исправить выше перечисленные неполадки?
Что же предпринять при появлении черного нагара на свечах.
Во-первых необходимо запомнить каждому ценителя автомобилей, что масляные загрязнения и чрезмерный нагрев — это все является результатом накопления копоти на самих свечах. В таком случае будет очень страшно, если был до этого допущен перегрев. Ведь именно из-за него выходят из своего рабочего состояния электроды на свечах.
Также может начать протекать 1-н из ранее установленных свечей. А понять какая, именно дала подтирание очень просто в таком случае их следует поменять местами. И если после такой простой диагностики новая свеча зажигания также потемнеет, а старая будет выглядеть как будто она только что из магазина — неисправность сразу станет понятной, значит дело не в самих свечах, а в цилиндре.
А если во время такого диагностирования ничего не поменялось, значит, в такой ситуации необходимо поднимать вопрос о работоспособности этих самых свечей.
Неисправности системы зажигания
Одна из самых распространённых причин, по которым происходит троение — отсутствие искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь в камере сгорания. Конкретных неисправностей может быть две:
- выход из строя соответствующей свечи зажигания;
- неисправность высоковольтного провода, ведущего к этой свече.
Выкрутите соответствующую свечу и осмотрите её. Наличие сажевого, масляного, лакового налёта свидетельствует о нештатной работе свечи и близком выходе её из строя. Распространённая причина выхода свечей из строя — низкое качество топлива. Это влияет на работу всех четырёх свечей, но когда одна из них выходит из строя, двигатель начинает троить. Получается, что некачественное топливо может быть косвенной причиной троения мотора.
Не рекомендуется проверять работу свечи визуально, по наличию проскакивающей в рабочем зазоре искры при работающем двигателе. Даже наличие искры при атмосферном давлении на открытом воздухе не даёт стопроцентной гарантии адекватной работы свечи в цилиндре. А отсутствие искры не обязательно связано с выходом свечи из строя, дело может быть в высоковольтном проводе. Провода проверяют на соответствие фактического сопротивления номинальному, указанному на его изоляции.
Как очистить свечи зажигания от образовавшегося на них нагара?
Данную процедуру нужно проводить как можно чаще и также необходимо совершать их непосредственный осмотр и проверять состояние. Большинство специализированных мастеров рекомендуют совершать это с такой регулярностью, как через каждые восемь — десять тысяч километров.
Людям, которым уже приходилось сталкиваться с очищением свечей, можно посоветовать лишь одно не прибегать к такому варианту — такой способ очень сильно повреждает электроды. Особенно это стоит учитывать, если в движке установлены иридиевые свечи. В них центральный электрод довольно-таки тоненький, а покрытие иридиевое (это редкий вид железа и считается ценным).
Для очищения потребуются следующие вещи:
- Средство для устранения ржавчины и налёта;
- Пластмассовый стакан;
- Щётка для чистки зубов;
- Ненужные тряпки.
Алгоритм очистки свечей от нагара
- В ранее подготовленный стакан из пластика нужно налить воду и погрузить в неё электроды свечи.
- Далее их необходимо оставить не на долгое время примерно на тридцать — сорок минут.
- По окончанию выдерживаемого времени в последующем их вынимают и при помощи зубной щётки счищают весь накопившийся налёт.
- Потом под центральной проточной водой они в дальнейшем промываются и в конце протираются тряпкой.
- Окончательный шаг-высушивание чистых свечей зажигания, если для этого выбрать вариант с духовкой в ней выставляется специальная температура в шестьдесят-восемьдесят градусов.
- Внизу обязательно надо поставить ёмкость с водой-при этом она должна полностью испарится.
Черный нагар на свечах зажигания: причины
СЗ, установленные в автомобиле, выполняют две основные функции – воспламенение топливной смеси и отвод излишков тепловой энергии после детонации. Кроме того, именно свечи зажигания являются индикатором правильной работы некоторых узлов автомобиля. Их хорошее состояние влияет на мощность силового агрегата. Если двигатель на холостых оборотах работает нестабильно, старт осуществляется с задержкой либо ощущается «подергивание», целесообразно выполнить проверку свечей. На срочность замены элементов указывает деформация изделия, сколы и копоть на элементах. Причины её образования бывают разными, об этом мы и поговорим далее.
Черный нагар на СЗ
Частота замены элементов зажигания
Автопроизводители дают конкретные рекомендации о том, насколько часто требуется проверять и заменять свечи. Уточним, что указанные в технической документации данные несколько преувеличиваются производителем, и автомобилисты вынуждены чаще, чем заявлено, их менять. При появлении подозрений на износ или плохое состояние свечей, определить их состояние можно достаточно легко, внимательно осмотрев оттенок образовавшейся на поверхности электродов копоти. Это позволяет установить, какие системы и узлы транспортного средства приводят к некорректной работе элементов.
Образование копоти на поверхности электродов СЗ
Автолюбители нередко задают вопрос: «Почему на свечах зажигания черный нагар и образуется копоть другого оттенка?». Всё просто — свечи зажигания эксплуатируются в условиях агрессивного воздействия термического и химического характера. В частности, сгорая, рабочая смесь образует на электродах сероватый налет и это является признаком правильной работы всех систем. А черные свечи зажигания, а еще белый либо красный нагар является не только предупреждением о срочной замене свечей, но и о целесообразности оперативной диагностики двигателя на наличие сбоев и поломок.
Характер нагара расскажет о причинах неисправностей
Оттенок копоти на электродах элементов – это явный сигнал того, сбои какого характера в силовом агрегате могли к этому привести. Зачастую это связано с тем, что искрообразование происходит неправильно, состав используемого топлива либо температурный показатель внутри камеры сгорания не отвечают требованиям. А почему чернеют свечи мы расскажем далее.
Проверка состояния силового агрегата по нагару
Автомобильные элементы зажигания остаются хорошим индикатором для диагностики, если требуется выявить неполадки цикла воспламенения топливной смеси. Но не следует делать однозначный вывод о состоянии силового агрегата, осмотрев СЗ после 25 либо больше 1000 км пробега. Диагностику следует проводить исключительно на новых изделиях, после небольшой обкатки (150-200 км).
Проверка СЗ на наличие черного нагара
Для проверки неисправностей в силовом агрегате по образовавшейся копоти нужно:
- Поставить новые элементы в соответствии с техническими показателями.
- Отъездить с ними километров 200.
- Извлечь СЗ и поглядеть на оттенок копоти, появившейся на них.
Важно! Выполнять проверку цвета образовавшегося нагара на элементах требуется исключительно на прогретом моторе.
Устройство свечки и назначение
Свеча зажигания является устройством, которое предназначено для воспламенения искрой смеси топлива с воздухом (фото ниже), которая попадает в камеры сгорания мотора. Работа их происходит так:
- Ток высокого напряжения (достигает 40.000 Вольт) передаётся через высоковольтные броне провода от катушки, через трамблер, к свече зажигания
- Он вызывает возникновение меду электродами свечи искрового разряда
- Этот разряд воспламеняет смесь топлива и воздуха в цилиндре в конце такта ее сжатия
Черный нагар на свечах зажигания
Извлекая для диагностики свечу, автовладелец обычно видит именно черные свечи зажигания. К сожалению, по возникновению такого нагара, не всегда возможно правильно установить конкретные поломки. Чёрная копоть на СЗ выражается в различных вариантах, со своей стороны, указывает на определенные неисправности в моторе. Различная структура нагара будет точно говорить о категории проблем, возникающих в силовом агрегате.
Помните! Равномерное распределение кофейного/сероватого нагара говорит, об отсутствии проблем со сгоранием топлива. Данный нагар будет явным признаком качественной и правильной работы двигателя.
Рассмотрим основные вариации черного нагара на элементах зажигания:
Нагар с маслянистой структурой
Нагар черного цвета с масляной структурой, имеющийся на резьбе и поверхности электродов, зачастую появляется в сочетании с дополнительным признаком – синеватый цвет выхлопного дыма в момент запуска силового агрегата. Данный вид копоти на СЗ говорит, что в камере сгорания наличие масла с избытком.
Маслянистый нагар на СЗ
Это является следствием высокой изношенности следующих деталей:
- Маслосъемный колпак поршня.
- Кольца клапанов поршня.
- Направляющая втулка клапана.
Из этого очевидно, что проблема заключена в износе деталей поршневой системы. При появлении подобного симптома требуется замена износившихся комплектующих.
Черный нагар, схожий с сажей
Другой вид чёрной копоти на элементах называется «бархатным». Такой нагар не имеет маслянистых подтеков. Данный вид нагара говорит о том, что в камеру сгорания просачивается излишне обогащенная рабочая смесь. Давайте разберемся в причинах образования сажистого чёрного нагара в различных типах двигателя (карбюратор/инжектор).
Черный нагар, похожий на сажу
Карбюраторный силовой агрегат
Причиной копоти на СЗ, очень часто, становится чрезмерно обогащенное топливо. Оно, не сгорая полностью, оседает на электроды. Это часто вызвано:
- нестабильной работой либо неверной настройкой карбюратора;
- проблемами с электро клапанами;
- в цилиндрах двигателя низкие показатели компрессии;
- загрязнением или неисправностью воздушных фильтров;
- слабой искрой.
Все выше перечисленные неисправности характерны, в том числе, для таких автомобилей, как ВАЗ-2107 (карбюратор) и всех остальных.
Инжекторный двигатель
Причина образования черного нагара на инжекторе заключается в повышенном давлении в топливной раме. Это приводит к излишкам подачи топливной смеси. Стабилизатор давления в данном случае работает неправильно.
Иные причины чёрных свечей
- неисправность катушки зажигания либо некорректная установка угла опережения;
- высокий износ клапанов, поршневых колец либо конденсатора;
- сами изделия имеют неисправности.
Диагностика системы подачи горючего в двигатель
Следует проверить присутствие необходимого количества горючего в бензобаке. Недостаточное его количество способно повлиять на дальнейшую диагностику, поскольку малый объем бензина не позволит бензонасосу получить нужное его количество. Всю диагностику следует проводить с полным бензобаком.
Нужно обратить внимание на:
- Карбюратор;
- Насос;
- Клапан холостого хода;
- Масло.
Следует начинать проверку с насоса, так как сделать это весьма несложно. Необходимо разъединить топливный шланг от мотора и прокрутить стартер.
Насос работает, если наблюдается подача топлива. Диагностику можно проделать и не запуская двигатель. Для этого нужно нажать на рычажок на самом насосе. Достаточно нескольких нажатий, чтобы создалось необходимое давление.
В случае, если бензин не начал качаться после прокачки, то насос следует сменить на новый. Восстанавливать насос нет особого толка, так как данный компонент обладает небольшой ценой. В районе 500-1500 р.
Дальнейшим этапом будет диагностика карбюратора. Сделать это одному не представляется возможным. Поэтому следует попросить кого-нибудь помочь.
С найденным помощником необходимо проделать следующие действия:
- Отсоединить крышку воздушного фильтра;
- Помощнику надо посмотреть в коллектор;
- Нажать на газ и попробовать завести двигатель.
В коллектор должен поступать бензин. Если все так, значит система исправна. Если нет, то карбюратор сломан.
В этом случае на карбюраторе нужно почистить клапан холостого хода. Данный клапан имеет вид “батончика” и находится с боковой стороны. Его необходимо выкрутить и проверить на наличие грязи. Чистку клапана нужно проводить иглой или же другой тонкой вещью.
Если ВАЗ 2109 на карбюраторе не заводится с 1-го раза, то дефект явно находится в жеклерах карбюратора.
Для полной чистки понадобится особая жидкость и компрессор. Также необходимо грамотно произвести настройку самого карбюратора. Проделать это самому весьма непросто если нет надлежащего опыта.
Если у ВАЗ 2109 стоит инжектор и двигатель не заводится, то следует провести проверку форсунок. Прежде всего следует проверить мультиметром присутствие питания. Для этого надо смерить напряжение на контактах, которые подключены к форсунке. Если напряжения нет, то необходимо провести проверку кабеля.
Если ВАЗ 2109 не заводится на инжекторе или карбюраторе в зимний период, то одной из причин может быть в загустевании масла с цилиндрах. Из-за этого падает сила компрессии и двигатель не в состоянии преобразовать смесь. В зимнее время, масло стекает в цилиндре сверху вниз. И при стремлении запустить двигатель, на цилиндры сверху течет топливо, которое растворяет масло и смывает его со стен цилиндра.
Как удалить чёрный нагар с элементов зажигания
Стабильная и корректная работа двигателя транспортного средства во многом зависит от хорошей работы разжигающих элементов. Периодическая проверка защитит автомобиль от серьезных неисправностей и дорогого ремонта. Требуется непременно провести визуальный осмотр СЗ в том случае, если отмечается нарушенная работа двигателя или затруднен его запуск.
Автолюбителям необходимо помнить, что элементы подвергаются самоочистке при высокой температуре, в момент работы двигателя при больших оборотах.
Удалить нагар с элементов зажигания можно механическим способом или с использованием чистящих средств.
Механический метод очистки
Простейшим методом очистки остается удаление нагара с помощью наждачки либо металлической щеточки. Хотя данный способ привлекателен своей элементарностью, профессионалы не советуют использовать его для очищения чёрных свечей, чтобы избежать удаления тончайшего напыления драгметаллов, наносимого на электрод изделия. В процессе механической чистки СЗ он может быть поврежден. Помимо этого, на изоляторах образуются царапины, что ведет к гораздо большему скоплению копоти.
Механический способ очистки
Химический способ
Не случайно автовладельцы предпочитают чистить элементы при помощи химического способа. Чёрный нагар со свечей отлично очищается с применением обычных чистящих средств, предназначенных для чистки кафельной плитки и сантехники. Для проведения чистки требуется небольшая емкость, тряпка и зубная щетка. Подготовив все необходимое проведите простые действия:
- Элементы сложить в таз (ведерко) и полностью их залить приготовленным раствором.
- Оставить в растворе на 30 минут (можно больше).
- Почистить элемент при помощи зубной щетки.
- Сполоснуть в проточной воде и насухо протереть тряпкой.
Прежде чем поставить элементы на место, необходимо хорошо их просушить. Для этого поместите их в духовой шкаф минут на 20 или продуйте феном при минимальной мощности.
Решение вопроса несколькими способами
Радикальное (кардинальное) решение
Если на ваз 2109 инжекторная заливает свечи, главный вопрос – что же делать? А делаем следующее:
- Идем в автомобильный магазин со старой свечкой для образца, выбираем новые свечки по образу и подобию старой, и полностью заменяем весь комплект
- При выборе опасайтесь подделок, не покупайте слишком уж недорогие свечки, так же не имеющие заводской упаковки
- Рекомендуется так же внимательно присмотреться к новым свечам и убедиться в отсутствии дефектов упаковки, в том числе рисунка, дефектов электродов, керамического цоколя и надписи на нем
- Дефекты резьбы или легко снимаемое или откручиваемое уплотнительное кольцо тоже свидетельствует о подделке
- Однако заглохнуть мотор может и где-то в дороге, далеко от «цивилизации» и магазинов
- Если взглянуть с другой стороны – замена это дополнительные расходы, и как правило весьма некстати
- Давайте перейдем к более щадящему, бюджетному варианту, чтобы цена не ударила по скромному бюджету
Наиболее экономное решение
Как решить проблему без траты денег:
- Чтобы сэкономить, залитые автомобильные свечки необходимо выкрутить и «прокалить», поможет в этом газовая горелка либо самодельный факел на крайний случай
- Ваша задача при этом состоит в том, чтобы не просто нагреть свечи, а прогреть их, до красна, либо хотя бы огнем очистить ее полностью от нагара, а так же следов бензина
- Такой метод имеет негативные стороны, многие специалисты утверждают, что после этого свечи долго не прослужат, потому что такой нагрев может испортить керамический сердечник самой свечи
- К тому же появляется матовая пленка окисления на электродах, которую желательно удалить мелкой наждачной бумажкой
Выбирать вам, скажу, когда вы находитесь далеко от магазина и ехать как назло надо срочно, тут уже наплевать на сантименты.
Быстрое решение народных умельцев
Инструкция от народных умельцев:
Самостоятельная диагностика элементов зажигания
Выполнить визуальную проверку элементов на наличие повреждений может и опытный автомобилист, и начинающий водитель. Симптомом к диагностике свечей становится нестабильность в работе двигателя. Самый оптимальный метод проверки рабочего состояния СЗ в домашних условиях – проверка искры. Для этого их нужно снять и очистить от нагара. Затем надеть на элемент проводок и приблизить его к цилиндрическому блоку. Если вы увидите красную искру либо она вовсе не появится, значит элемент требуется заменить.
Альтернативный способ
Существует более простой метод определения правильности положения поплавков, не требующий проведения замеров. Положите крышку карбюратора на ровный стол и посмотрите на выштамповки, сделанные на боковых поверхностях. При нормально отрегулированном положении поплавков эти полоски параллельны крышке.
Затем поднимаем поплавки вверх и смотрим на их дно, которое после поднятия должно расположиться параллельно поверхности крышки. При надобности корректируем положение поплавков подгибанием язычка.
После регулировочных работ собираем карбюратор.