Клапанный механизм относится к системе газораспределения двигателя. От его правильной настройки зависит эффективность работы силового агрегата. Автомобили семейства Lada Largus комплектуются двигателями Renault с одним газораспределительным валом и 8-ю клапанами – двигатель К7М – и с двумя распредвалами и 16-ю клапанами – мотор К4М. Важным параметром наладки клапанов являются зазоры между ними и кулачком газораспределительного вала. Они должны строго соответствовать техническому регламенту. Шестнадцатиклапанные двигатели К4М оснащены гидрокомпенсаторами, и в них не предусмотрена возможность регулировки зазоров.
Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов (8V) Lada Largus
Инструменты:
- Гаечный ключ рожковый 10 мм
- Набор щупов плоских
- Разводной ключ
Примечания:
Работу проводим при появлении в зоне головки блока цилиндров характерных цокающих стуков с частотой вдвое меньшей частоты вращения коленчатого вала. В основном стуки возникают в результате износа деталей клапанного механизма и связанного с ним увеличения тепловых зазоров в приводе клапанов.
Стуки хорошо прослушиваются при работе двигателя на холостом ходу.
Проверку зазоров также рекомендуется выполнять при пробеге автомобиля свыше 100 тыс. км.
Работу проводим на холодном двигателе.
Расположение клапанов в головке блока цилиндров
1 – ряд впускных клапанов; 2 – ряд выпускных клапанов.
1. Снимаем крышку головки блока цилиндров.
2. Снимаем верхнюю крышку привода ГРМ и по метке на зубчатом шкиве распределительного вала устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
Примечание:
Счет цилиндров ведется от маховика.
3. Затем поочередно проверяем и при необходимости регулируем зазоры в приводе впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра. При проверке (в этом положении коленчатого и распределительного валов) пятки коромысел указанных клапанов должны быть обращены к затылкам – цилиндрическим частям кулачков распределительного вала. При этом коромысла могут качаться на оси в пределах зазора в приводе.
4. Плоскими щупами из набора проверяем тепловой зазор между торцами стержня клапана и регулировочного винта.
Зазор должен находиться в пределах 0,2 (+0,05 –0,075) мм для впускных клапанов и 0,4 (+0,05 –0,075) мм — для выпускных. Щуп должен перемещаться в зазоре с небольшим усилием.
5. Если величина зазора (толщина щупа) отличается от требуемого значения, ключом на 10 ослабляем затяжку контргайки регулировочного винта, удерживая винт за лыски (ширина – 3 мм) разводным ключом.
6. Затем, вращая регулировочный винт, устанавливаем нужный зазор.
7. Затягиваем контргайку, удерживая регулировочный винт ключом. Вновь проверяем зазор и при необходимости повторяем регулировку.
8. Последовательно проворачивая каждый раз коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов на 180°, проверяем и при необходимости регулируем тепловые зазоры в приводе клапанов 3-го, затем 4-го и потом 2-го цилиндров.
9. По окончании регулировки тепловых зазоров в приводе клапанов устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
В статье не хватает:
- Качественных фото ремонта
- Фото инструмента
Установка нового ремня ГРМ
- Достаем свежий комплект ГРМ.
- Устанавливаем натяжной ролик на место.
- На ремне ГРМ расположены две метки и стрелочки направления вращения, совмещаем нижнею метку с меткой на звездочке коленвала.
- Устанавливаем на место звездочку вместе с ремнем.
- Одновременно надеваем ремень на звездочку распредвала, совместив верхние метки и натяжной ролик. Следим что бы правая ветвь ремня была натянуты.
- Натягиваем натяжной ролик, обязательно по стрелочки, до совпадения меток на нем.
- Затягиваем гайку.
Мне на некоторых форумах попадались горе советчика, мол надо ремень немного перетянуть и он со временем растянется и все встанет на свои места. Не поддавайтесь на провокации, если есть определенный момент натяжения ремня его надо придерживаться!! Помните, что не натянутый ремень ведет к быстрому износу зубьев и как следствие перескакивание его. Перетянутый ремень это повышенный износ подшипника помпы и в разы сниженная надежность.
Тепловой зазор клапана и его регулировка
- Проворачиваем коленвал по часовой стрелке два оборота и смотрим на натяжку, если что подтягиваем. Устанавливаем все детали в порядке обратном снятию. Не забываем про антифриз. Ну вот и все ребята.
Регулировка тепловых зазоров в клапанах
Сначала выберите ровную площадку, на которую установите автомобиль. Далее с помощью домкрата высвободите одно из передних колес и включите четвертую скорость. В подкапотном пространстве снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него патрубки. Далее снимите свечные высоковольтные провода, демонтируйте разъем, подключенный к модулю зажигания и все жгуты проводов аккуратно сдвиньте к салону. Обязательно протрите клапанную крышку: это нужно сделать для того, чтобы имеющаяся на ней грязь не была перенесена внутрь механизма. Если считаете, что вам мешает модуль зажигания – снимите и его. Дальнейшие этапы:
- Перевод поршней в состояние верхней мертвой точки (ВМТ). Чтобы этого добиться, прокрутите освобожденное переднее колесо так, чтобы латинская буква «F2» появилась на ребре шестеренки привода распределительного вала. В этом случае поршень 1-го цилиндра (считать нужно от маховика) окажется в положении ВМТ, тогда и впускной и выпускной клапана будут закрыты.
- Вооружитесь щупами на 0,2 и 0,4 мм. С помощью первого из них проверьте клапан, работающий на впуск, второго – на выпуск. Щуп должен входить в зазор между клапаном и регулировочным винтом с небольшим усилием. Если это не так, следует откорректировать механизм.
- Возьмите плоскогубцы и зажмите ими регулировочную гайку. Контргайку отворачивайте гаечным ключом рожкового типа на «10». Добейтесь нужного зазора и законтрите его гайкой.
- Порядок регулировки по цилиндрам: 1,3,4,2. Т. е. рокер должен прикасаться к кулачку распредвала в самом малом радиусе, если смотреть от центра вращения.
- После окончания процедуры проведите контрольную проверку зазоров и при необходимости отрегулируйте те из них, которые не отвечают норме.
Регулировка клапанов на Ладе Ларгус
Что такое регулировка клапанов? Это увеличение или уменьшение тепловых зазоров между кулачком распредвала и деталью механизма, который открывает клапан.
Если зазор будет больше или меньше, чем нужно, то двигатель не сможет работать в полную силу. Из-за этого детали будут изнашиваться быстрее, вырастет расход топлива и ухудшится тяга.
СОВЕТ: На Ладе Ларгус нужно регулировать клапана каждые 100 тысяч км. пробега. Если автомобиль ездит «на газу», то проверять клапана нужно чаще – каждые 50-70 тыс. км.
ИНТЕРЕСНО: Правильный тепловой зазор крайне важен, потому что при нагревании металл расширяется. Клапаны слегка удлиняются при прогреве. Если не компенсировать изменения в размерах, то камера сгорания теряет герметичность.
Характеристики двигателей
Первоначальная версия мотора 1.6 л мощностью 105 л. с. была рассчитана на топливо АИ-92. После требования на повышение экологического стандарта до Евро-5, в конструкцию двигателя внесены некоторые коррективы, из-за чего уменьшилось количество лошадей до 102. Впрочем, серьезных изменений у Ларгуса 16-клапанный мотор не претерпел. Версия силового агрегата на восьми клапанах, изначально выдавала 87 л. с., а после экостандарта — 84 л. с. В итоге, двигатель румынского производства был заменен на отечественную версию, сохранив объем в 1.6 литра. Подробнее о моторах:
- ЛАДА Ларгус 8-клапанный. Первоначальная модель силового агрегата устанавливалась от автомобиля Renault K7M с показателем 84 л. с., как указывалось ранее. Единственное отличие от аналогичного K4M – это головка блока цилиндров. Позже было решено заменить двигатель на отечественную версию, взяв за основу ВАЗовский 11189 с крутящим моментом 140 Нм и насчитывающим 87 л. с. Уже на Ларгус под платформу B0, французскими инженерами переделаны крепления моторов: с кузова на подрамник.
- ЛАДА Ларгус 16-клапанный. Состоит из 2 распредвалов с чугунным блоком, а также алюминиевой головки цилиндров. Модель К4М — это четырехцилиндровый, силовой агрегат, имеющий систему гидрокомпенсации, который не нуждается в регулировке клапанов. Отличается надежностью и долговечностью ГРМ ремня.
Исходя из этого, на Ладе Ларгус регулировка клапанов 8 клапанного двигателя все же требуется, в отличие от 16 версии, имеющей гидрокомпенсатор.
Что будет, если не регулировать клапана?
Основные заметные последствия неправильных зазоров: увеличенный расход топлива, ухудшенная тяга и шумная работа двигателя.
Из-за неправильных зазоров увеличивается нагрузка на клапана и катализатор. Клапана хуже охлаждаются и двигатель работает не в полную силу.
Увеличенный и уменьшенный тепловой зазор
Тепловой зазор может увеличиваться или уменьшаться со временем.
При увеличенном тепловом зазоре распредвал бьет в клапанный механизм. Клапана закрываются неполностью и невовремя. Из-за этого сгорает не вся топливно-воздушная смесь, а мотор выдает заметно меньше мощности.
При уменьшенном зазоре клапана закрываются неплотно, камера сгорания перестает быть герметичной. Из-за этого падает компрессия. Клапана хуже охлаждаются, а со временем могут прогореть. Также повышается нагрузка на катализатор.
В обоих случаях мотор работает неправильно. Возрастает расход топлива, уменьшается мощность двигателя и увеличивается нагрузка на детали.
Как понять, что нужно отрегулировать клапана?
Регулировка клапанов – стандартная процедура. Владельцам Лады Ларгус мы рекомендуем обращаться в сервис каждые 100 тыс. км пробега, если автомобиль ездит на бензине. Если установлено газовое оборудование, то проверять зазоры нужно чаще.
ИНТЕРЕСНО: Главный признак измененного теплового зазора: «цоканье» непрогретого двигателя.
СОВЕТ: В критичных случаях «цоканье» не прекращается и после прогрева. Это значит, что зазоры уже слишком сильно изменились и нужно срочно обратиться в сервис.
Если двигатель стал работать громче, чем обычно, то в первую очередь нужно прислушаться к клапанам. Довольно часто именно измененными тепловыми зазорами объясняется возросший шум.
Как регулируют клапана?
Процедура занимает примерно полтора часа. За это время мастер измерит зазоры и отрегулирует их при необходимости.
- Снимаем клапанную крышку.
- Замеряем зазоры щупом с шагом 0,05 мм.
- Регулируем тепловые зазоры.
- Зачищаем крышку и место под прокладку.
- Ставим новую прокладку и надеваем крышку.
- Обтягиваем крышку в 2 этапа динамометрическим ключом.
- Проверяем работу двигателя.
Помимо регулировки зазоров важно зачистить поверхности и герметично закрыть клапанную крышку. Иначе будет подтекать масло.
После регулировки и установки крышки она закручивается в 2 этапа динамометрическим ключом. Сначала с нагрузкой 2 Ньютон-метра, потом с нагрузкой 10. Благодаря этому крышка стоит ровно, без перекосов и деформации прокладки.
Регулировка клапанов в Логан-Шоп СПб занимает всего полтора часа. Мы рекомендуем периодически прислушиваться к работающего непрогретому двигателю и обращаться в сервис сразу же, как услышите «цоканье». Так вы заметно продлите срок службы клапанов, катализатора и мотора в целом.
Почему стоит выбрать автосервис Движок Комтранс?
Можно найти много хорошо оборудованных автосервисов. Мы же, помимо современного специнструмента, диагностических и ремонтных стендов можем похвастаться опытными мастерами. Мотористы прошли стажировку, досконально изучили особенности линейки двигателей ВАЗ и Renault-Nissan, а также их обслуживания, настройки газораспределительного механизма и регулировки клапанов.
Замена клапанов включает:
- демонтаж головки, снятие поврежденных клапанов;
- удаление нагара, замена, по необходимости, поврежденных деталей;
- притирка новых клапанов с использованием специальной пасты;
- промывка блока цилиндров для удаления металлической стружки, абразивных частиц, притирочной пасты;
- сборка блока с заменой жидкостей, прокладки, комплекта ГРМ (ремень, ролики), маслосъемных колпачков;
- регулировка зазора клапанов.
Выполняя ремонт ДВС, мы строго соблюдаем рекомендации производителя, используем одобренные технические жидкости. Собственный склад запчастей позволяет нам сразу же приступить к ремонту, без ожидания поставки деталей. Узнать цены, получить больше информации можно по телефону.