Что может быть на машине из-за плохого контакта «массы».


Что может быть на машине из-за плохого контакта «массы».

С электрооборудованием любого транспортного средства, могут происходить неисправности, кажущиеся далёким от электрики людям, проделками нечистой силы. И виновником таинственных неисправностей электрооборудования мотоцикла или автомобиля, в большинстве случаев является плохой контакт минусовых клемм — «массы». Но давайте всё по порядку.
Многим водителям известно, что способ подключения потребителей электроэнергии с источником питания (генератором или аккумулятором),на любом транспортном средстве — однопроводный. В качестве второго (минусового) провода, служит кузов машины или рама мотоцикла (трайка, скутера, квадроцикла и т.д.). Сама идея подключения минуса источника питания (аккумулятора) к стальной раме или кузову, довольна стара и естественна, так как позволяет значительно упростить, облегчить и удешевить любое транспортное средство.

Отдельным массовым проводом связывают и двигатель с кузовом или рамой, так как мотор висит на резиновых подушках, не пропускающих ток, а ведь и плюс и минус требуется стартеру, и например, электромагнитному клапану карбюратора. На иномарках, особенно впрысковых, потребителей, требующих электричества (а соответственно и плюса и минуса) может быть ещё больше. Но вот плюсовые провода, обычно начинаются и заканчиваются вполне надёжными клеммами, которые обычно в вполне герметичных пластиковых колодках или резиновых чехлах, а вот минусовые провода крепят к кузову или раме по принципу «водичка дырочку найдёт». Да и сам кузов, в месте сверления отверстия и закрепления минусового провода, начинает ржаветь очень быстро, если конечно сразу не принять соответствующих мер.

К тому же многие не учитывают ещё один важный факт, который известен даже электрику новичку: алюминиевые и медные клеммы соединять между собой нельзя, так как эти металлы мягко говоря «не дружат» между собой, и начинают интенсивно окисляться. А как может быть нормальный контакт у окисленных деталей? Но я часто вижу на транспорте неопытных водителей, на алюминиевом картере коробки передач или головки двигателя, прикрученную медную клемму минусового провода, которая вдобавок ещё и омывается потоками воды в плохую погоду.

Стальной кузов или рама тоже «не дружат» с медью, как и алюминий, и образуют электрохимическую пару. И самое печальное в этом, это то, что сталь в таком соединении будет отдуваться за двоих, и корродировать в несколько раз быстрее. В итоге контакт пропадает (или идёт значительная потеря тока). Штатные клеммы, устанавливаемые на заводе, обычно лужённые. Но под тонким слоем олова, который легко содрать при монтаже клеммы, всё тот же медный сплав.

Исходя из вышеописанного, очевидно, что сами минусовые соединения к кузову или раме, изначально менее надёжны, чем сами медные провода и их медные клеммы (наконечники). А теперь представим например, что бы электричеству дойти до электромагнитного клапана карбюратора, электроток должен пойти по медному проводу (медной шине) от аккумулятора до кузова, потом по другому проводу до двигателя, затем по шпилькам впускного коллектора и их резьбе, часто обмазанной герметиком (или шпильки ржавые), у и напоследок пройти по резьбе самого электромагнитного клапана. Пропадание контакта в любом из перечисленных мест — и цепь разомкнута, а отсюда целый букет неисправностей. В итоге неопытный водитель удивляется — чего это вдруг карбюратор стал плохо работать и расход бензина повысился? Надо ехать к карбюраторщику или покупать другой карбюратор. Но обычно мало кто знает, что в такой ситуации карбюратор то не причём. И я привёл один из примеров внезапной неисправности, а ведь их может быть много.

Поэтому в современных машинах или мотоциклах, всё чаще применяют полноценные минусовые провода, ведь современная бортовая электроника без них работать не будет, и большинство устройств или программ, будет глючить. На такой технике надёжный контакт особенно важен. Опытные электрики знают, и я это уже говорил: в электрике бывает всего две неисправности — есть контакт, там где он не нужен, и нет контакта там где он нужен.

Типичные неисправности на машине при плохом контакте массы (но не все, об остальных читаем ниже).

Эти неисправности, как я уже говорил, неопытным водителям кажутся чудесами. Не редко и на заводе (особенно отечественном), минусовую клемму фары надевают на шпильку или болт крепления корпуса фары к кузову, так и зажимают гайкой. На первый взгляд многим покажется, что всё правильно, ведь шпилька или болт крепления, приварен к кузову. Но ведь корпус фары изготовлен из мягкого пластика, и гайку на клемме нормально затянуть не получится, иначе пластик треснет. В итоге, хватит покататься по нашим дорогам совсем немного, чтобы такой контакт расшатать до полного его отсутствия. А ведь в стандартной фаре с скромной лампой 55-60 ватт, потребляемый даже такой лампой ток довольно большой — до 10 ампер (если под напругой обе её нити и дальнего и ближнего света).

В конце концов плохой контакт если не пропадёт совсем, то будет подгорать, сопротивление такого соединения будет возрастать ещё больше, а из школьного курса физики мы знаем, что чем больше сопротивление, тем больше тепла выделяется при прохождении тока в этом месте. Значит подгорание контактов ещё более усилится (замкнутый круг), тут и до пожара не далеко (пластик неплохо горит). А многие молодые начинающие водители, вместо стандартной лампы на 50-60 ватт, устанавливают сотку (100 ватт), у которой потребляемый ток ещё больше. Последствия могут быть печальны.

Лада 2114 › Бортжурнал › 1. Плохая масса.

Всем привет!) Первая запись в этом бортовом журнале даёт начало)

Начну, как обычно, с предыстории. Пару месяцев назад, двигаясь в очередной раз из деревни в город, заглушил мотор перед закрытым ЖД переездом. Удачно заглушил. Запустить не удалось — вместо звуков стартера абсолютная тишина. Включил на приборке показания вольтметра — 8.8 вольт. «Что за?». Благо, аварийка всё-таки включилась. Подождал, пока все объедут, протолкал машину за переезд и завел с толкача. Сразу смотрю на приборку — 13.1 вольта, маловато. Достал мультиметр, проверил на клеммах АКБ — 13.2 в. Постоял, подумал — всё равно посреди дороги много неисправностей не найдешь, а ехать надо. В дороге напряжение прыгало от 11 до 13.5 вольт. До конечного пункта добрался, ни разу не глуша двигатель, и, как оказалось, не зря. Как только припарковался, глушу мотор, включаю вольтметр — те же 8.9 — 9 вольт на АКБ.

Начал грешить на сдохший АКБ. Отнес его в автомастерскую неподалеку, на зарядку. Сутки он у них простоял. Забрал, поставил — 13.3 в. При работающем двигателе — 13.9. Странно. На следующий день надо было ехать, сажусь прогревать, смотрю — 13.2, 13.1 и падает. Когда до 60 прогрелся, вообще 12.4 было. Свет включил — 11.9. В итоге ездил так недели три, пока искал в чем проблема. Аккум держался молодцом.

Все три недели проблема была плавающая — иногда было нормальное напряжение, иногда падало до 11.5 вольт. Первым делом зачистил и протянул все силовые соединения, в том числе и массовые. Замена РН результата не дала, полная ревизия генератора тоже оказалась бесполезной. И только потом Леша Hot-tabi4 указал мне, что напряжение действительно теряется на плохой массе. Падение напряжения между двигателем и клеммой АКБ составляло от 0.5 до 1.6 вольт. Также нашли сильно греющийся провод от аккумулятора на массу — когда были включены потребители, за него невозможно было держаться.

Так как в грязную и мокрую погоду возиться под капотом было неохота, по совету Лехи решил проложить дополнительные массовые провода. Взял пару метров медного провода сечением 4 мм^2, несколько обжимных клемм и вечером изготовил 3 провода — от генератора на массу, от генератора на АКБ и от АКБ на массу. На тот момент в наличии были красные провода, к сожалению, потому что их вид под капотом мне не очень нравится, слишком ярко выделяются.

На следующее утро установил их. Протянул все соединения, ключ на старт, иии… 14.2 вольта на холодную, по мере прогрева немного падает и держится на 14.0. При включении света, обогрева стекла и печки — 13.6 в. При длительном движении в одном режиме, например, по трассе, напряжение в борт. сети даже с потребителями поднимается до 14.0 в. По городу ниже 13.4 замечено не было. Массовый провод холодный.

До тепла буду ездить так, а потом буду разбираться, куда делась заводская масса с мотора. Но эти провода убирать, наверное, не буду, просто заменю на черные и проложу аккуратнее.

В общем, причина оказалась очень банальной, но я просто не ожидал, что за три года самой простой эксплуатации может пропасть масса…

Спасибо, что дочитали!) Всем удачи на дорогах!)

Источник

.3.3. Обнаружение плохого заземления

Отрицательная клемма аккумулятора подключается к «массе» – металлу кузова, двигателя или коробки передач; при этом многие элементы электрооборудования подключаются таким образом, что к ним подходит только положительный провод, при этом ток возвращается к аккумулятору через металл кузова. Это означает, что крепление элемента электрооборудования и кузов являются частью электрической цепи. Вследствие этого плохое или проржавевшее крепление может вызвать отказ работы элемента или привести к его неустойчивой или плохой работе. В частности, лампочки могут гореть тусклым светом (особенно, если в точке заземления этой лампочки осуществляется заземление какого-либо еще включенного элемента электрооборудования), электродвигатели могут работать медленно, а также работа одной цепи может оказывать незаметное на первый взгляд действие на работу другой цепи.

Не забывайте, что на многих автомобилях используются провода заземления между некоторыми элементами, такими как двигатель/ трансмиссии и кузовом, то есть в тех местах, где нет прямого контакта между металлическими элементами из-за мягких резиновых креплений или слоя краски.

Для проверки надежности заземления элемента необходимо отключить аккумулятор и подключить один из щупов омметра к надежно заземленному элементу. Подсоедините другой щуп к проводу пли соединению с кузовом, которое необходимо проверить. Показываемое омметром сопротивление должно быть равно нулю; если нет, проверьте соединение следующим образом.

Если вы предполагаете отсутствие заземления, разберите соединение и очистите участок кузова и клемму провода (или поверхность заземления элемента) до чистого металла. Тщательно удалите все следы грязи, затем при помощи ножа снимите всю краску так, чтобы получился надежный контакт двух металлических поверхностей.

А еще интересно: Чем отличается Нива Урбан от обычной Нивы

При сборке надежно затяните крепление разъема; при подсоединении клеммы провода установите шайбу с зазубренными краями между клеммой и поверхностью кузова для обеспечения надежного соединения. При подсоединении предотвратите появление коррозии в будущем, нанеся слой вазелина или силиконовой смазки.

Где находится масса двигателя нива шевроле

Но если с реле все в порядке, а приборы не работают – то возможна проблема в другом – точке крепления масс. Минусовой провод выходя из аккумуляторной батареи замыкается на кузов автомобиля и идет к некоторым основным потребителям энергии в виде проводов. В этом иногда заключается сложность, при прозвоне электрики.

Архитектуру построения цепи можно описать следующим образом: из минусовой клеммы выходит жгут проводов, соединяющий приборы, работающие от одной точки масс, дальше к ним при помощи обжимной гильзы подключаются провода соединяющие другие точки масс. В итоге, найти конкретную точку крепления массы довольно сложно.

Например, масса блока управления зеркалами расположена за обшивкой багажника. Но с двигателем все немного проще. Так как он соединен с рамой и кузовом через подушки, являющиеся по сути диэлектриком, к нему подходит свой жгут проводов. Клеммы расположены с левой стороны двигателя, ниже модуля зажигания. Они отвечают за работу ЭБУ и датчики ЭСУД.

Схема комбинации приборов высокой панели ВАЗ 2109 с бортовой системой контроля

Комбинации приборов «высокой» панели и «европанели» оборудованы бортовой системой контроля. Такая комбинация приборов включает в себя: спидометр со счетчиками суточного и общего пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр, 13 контрольных ламп и блок бортовой системы контроля (БСК).Cхема комбинации приборов ВАЗ 2109 с «высокой» панелью с бортовой системой контроля (выпуск до 1996 г.):

1 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза2 — тахометр со стабилизатором напряжения3 — лампа освещения комбинации приборов4 — указатель температуры5 — блок управления БСК6 — указатель уровня топлива7 — резистор 50 Ом, 5 Вт8 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы снижения токсичности9 — контрольная лампа дальнего света фар10 — контрольная лампа габаритного света11 — резервная контрольная лампа12 — контрольная лампа не пристегнутых ремней безопасности13 — контрольная лампа левых указателей поворота14 — резистор 470 Ом, 0,25 Вт15 — электронный вольтметр16 — контрольная лампа правых указателей поворота17 — контрольная лампа аварийного давления масла18 — контрольная лампа резерва топлива19 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора20 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы впрыска топлива21 — контрольная лампа стояночного тормозаCхема комбинации приборов ВАЗ 2109 с «высокой» панелью с бортовой системой контроля (выпуск после 1996 г.):

1 — тахометр2 — лампа освещения комбинации приборов3 — указатель температуры4 — блок управления БСК5 — указатель уровня топлива6 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы снижения токсичности7 — контрольная лампа дальнего света фар8 — контрольная лампа габаритного света9 — резервная контрольная лампа10 — контрольная лампа не пристегнутых ремней безопасности11 — контрольная лампа левых указателей поворота12 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи13 — контрольная лампа правых указателей поворота14 — контрольная лампа аварийного давления масла15 — контрольная лампа резерва топлива16 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора17 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы впрыска топлива18 — контрольная лампа стояночного тормозаВ1 — резистор 91 кОмВ2 — резистор 50 Ом, 5 ВтРаспиновка разъемов комбинации приборов ВАЗ 2109 с бортовой системой контроля

№ штекераАдрес (назначение) штекера
Белый разъем
12345678910111213Резервный выводРезервный выводК реле ремней безопасностиПредохранитель «5» защиты приборов («+» для воль реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации——К предохранителю «7» защиты ламп внутреннего и наружного освещенияК предохранителю «14» защиты дальнего света левой фарыРезервный выводК датчику уровня топлива (вывод для указателя уровня топлива)К выводу «61»генератораК датчику указателя температуры
Красный разъем
12345678910111213—Предохранитель «5» защиты приборов («+» для питания приборов)К выводу «К» катушки зажиганияК выключателю освещения приборовК блоку управления системой впрыска топлива—На «массу»К выключателю стояночного тормозаРезервный выводК выключателю контрольной лампы воздушной заслонки карбюратораК датчику уровня топлива (вывод для контрольной лампы резерва топлива)К датчику контрольной лампы давления маслаК выводу «49aR» реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации
9-клеммовой разъем (для БСК)
123456789Предохранитель «5» защиты приборов («+» питания)К выводу «50» выключателя зажиганияНа «массу»К датчику уровня омывающей жидкостиК датчику уровня маслаК датчику уровня охлаждающей жидкостиК датчику уровня тормозной жидкостиК датчикам износа тормозных накладокК выводу «3» реле контроля исправности ламп

Способы устранения проблемы

Если перебои с массой возникают часто или наблюдается утечка тока при длительной стоянке, можно усовершенствовать систему, чтобы решить проблему. Справиться с работой несложно, хватит минимального набора инструментов, который должен быть у каждого автомобилиста. Порядок действий зависит от характера неисправности.

Как сделать массу лучше

Если снятие и зачистка контактов не дали эффекта, придется применить более радикальные способы ремонта. В некоторых моделях проблема с минусом на кузов является настоящей «болезнью», поэтому приходится улучшать конструкцию, чтобы устранить недоработки производителя:

Необходимо следить за состоянием проводов и заменять их, если есть хотя бы малейшие сомнения в надежности. Использовать лучше всего такие же элементы, как и установленные, плюс качественные крепления.

Установка выключателя массы

Выключатель позволит защитить машину от утечки тока, замыкания, а также может служить дополнительной противоугонной системой. Установить его несложно и самостоятельно, чаще всего используют один из двух вариантов:

Выключатель не подойдет машинам с сигнализацией и центральным замком, так как если нет массы, система работать не будет. Также нежелательно ставить его на модели с большим количеством электроники.

Обнаружить провода массы несложно, их следует периодически снимать и обрабатывать, чтобы обеспечить хороший контакт. При проверке лучше использовать мультиметр, так проще всего обнаружить повреждение при его наличии. Рекомендуется вовремя заменять изношенные провода, а для предотвращения утечек можно поставить кнопку выключения массы.

Веста

Потребуется

: провод (артикул AX632).

Бортовой компьютер раньше показывал напряжение 14.0-14.1 В, теперь 14.1-14.3 В. Вздрагиваний при срабатывание вентилятора не замечаю.

Еще один пример установки дополнительной массы на Весте:

На других моделях LADA аналогично.

Напомним, напряжение в бортсети автомобиля должно составлять 14.2-14.4 Вольта.

Источник

Где находится реле зажигания нива шевроле

Реле зажигания расположено в салонном блоке предохранителей, найти его можно с водительской стороны панели приборов, напротив сиденья. На схеме обычно обозначается К6 и в техническом описании иногда его называют реле дополнения.

А еще интересно: Нива-Шевроле с опелевским двигателем: краткое описание, технические характеристики, отзывы владельцев

Оно отвечает за включение бензонасоса и подачу напряжения на другие элементы. Срабатывает во время поворота ключа зажигания. В этот момент можно услышать, как за панелью приборов раздается щелчок. Это встроенная в реле электро-катушка получает напряжение и замыкает контакты определенной цепи. Если во время поворота ключа не происходит характерного звука, то это может свидетельствовать о его выходе из строя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАССОВЫЕ ПРОВОДА

Если масса двигателя с кузовом плохая то возникают проблемы:

Когда появляются симптомы плохой массы двигателя, выход из неприятного положения есть – в таком случае поможет дополнительная масса на двигатель.Установить дополнительный провод можно в разных вариантах, самое главное, чтобы он связывал надежно кузов автомобиля с силовым агрегатом. Например, один конец провода можно закрепить к шпильке верхней опоры амортизатора, а второй – к шпильке впускного коллектора ДВС. Важно, чтобы провод был большого сечения, желательно не меньше, чем у самой основной массы.

На новых машинах проблемы с массовыми проводами возникают нечасто. А вот на старых моделях кузовные шпильки ржавеют. Искать отсутствие массы не так просто, поэтому автовладельцы пользуются установкой дополнительных проводов. Так дополнительная масса на генератор помогает устранить утечку зарядки аккумулятора.

Гранта, Калина Приора

На переднеприводных автомобилях LADA (Priora, Kalina Granta) провод массы от минусовой клеммы аккумулятора крепится к корпусу термостата. Это неудачное решение, т.к. термостат изолирован прокладкой и весь ток идет по двум шпилькам. В ходе эксплуатации контакт окисляется и напряжение в бортовой сети падает, появляются трудности с запуском двигателя и т.п. Решить проблему можно при помощи простой доработки.

Следует перенести минусовой провод, идущий от аккумулятора, с термостата на двигатель:

Либо установить дополнительный провод от термостата на двигатель (фото diamond1309 ):

Не лишним будет дополнительно протянуть «массу» от минусовой клеммы аккумулятора на кузов и генератор:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]