Получив удостоверение водителя и купив автомобиль, стоит некоторое время поездить на не очень оживлённых трассах и отработать парковку в местах, где это действие можно сделать максимально просто. Это необходимо сделать не только потому что опыт вождения у вас еще слишком мал, но и потому что нужно привыкнуть к вашему новому железному другу и почувствовать габариты автомобиля. На этом этапе многие задаются вопросом – как почувствовать габариты машины, если я — новичок. Именно чувство габаритов позволяет совершать любые маневры, не нарушая собственной и чужой безопасности.
Рекомендации и советы: как ощущать габариты автомобиля.
Габариты
К понятию габариты обычно относят высоту, длину и ширину автомобиля. Но машина не находится только в статическом положении у неё имеются и динамические габариты. Те, кто внимательно обучался в автошколе, знают, что существуют шесть основных показателей:
- Прямая, продолжающая колеса – левые и правые.
- Линия продолжения переднего бампера.
- Заднего бампера.
- Передней оси.
- Задней оси.
Эти параметры абсолютно разные у разных марок и к ним нужно привыкать не только новичкам, но и довольно опытным водителям. Хорошо их ощущать можно только по прошествии некоторого времени – это опыт поездок именно на данном автомобиле. Только почувствовав свое авто, водитель сможет без проблем встроиться в плотный поток машин или припарковаться на очень небольшом и неудобном месте. Это же чувство позволяет объезжать неровности на дороге или двигаться на пересеченной местности. Определить за рулем новичка довольно просто, многие из них во время поездки пытаются вытянуть шею и попытаться рассмотреть дорогу перед бампером. У таких водителей часто можно увидеть различные мелкие повреждения бампера, переднего и заднего, или фар. Всё это — чаще всего, результат неудачной парковки. Этого можно постараться избежать, ведь даже мелкий ремонт часто обходится в очень кругленькую сумму.
Специальная разметка
Для этой тренировки нужно найти площадку с ровной поверхностью, желательно, чтобы это был асфальт. Дополнительные материалы – это баллончик с краской или мел. На площадку нужно нанести следующие линии:
- 1 – линия, которая «продолжает» правые колеса и вперед, и назад.
- 2 – линия левых колес.
- 3 – продолжает линию переднего бампера.
- 4 – линия заднего бампера.
- 5 – продолжение оси передних колес.
- 6 – продолжение оси задних колес.
Устройтесь на водительском сидении и примите правильное положение для езды. Мысленно продолжите линии колес (1 и 2), пометьте точки, где они пересекаются с передней панелью, там, где она соединяется с ветровым стеклом. Для меток можно использовать клейкую ленту или цветные стикеры. Они помогут вам сориентироваться, куда именно будут двигаться колеса, траекторию их движения. Когда вы научитесь ощущать габариты, то сможете эти пометки снять: ваш натренированный мозг сам разберется, по какому участку дороги будут идти колеса.
Выработка чувства габаритов
У хорошего водителя чувство машины происходит автоматически, как бы подсознательно, и цель любого новичка достигнуть именно такого уровня. На вопрос, как привыкнуть к габаритам новичку, ответ однозначный — нужно не лениться и заняться самоподготовкой. Опытные автомобилисты и инструкторы по вождению говорят о нескольких группах возможных комплексов:
- Прохождение комплекса индивидуальной, можно самостоятельной, подготовки при использовании подручных или стационарных средств.
- Индивидуальные подготовительные работы с автомобилем.
- Прохождение тренировки с использованием вспомогательных электронных устройств.
Маячки
Для такой тренировки можно использовать специальные пластиковые конусы или изготовить подобные своими руками. Достаточно наполнить обычные пластиковые бутылки песком и воткнуть в них тонкие длинные шесты. Лучше всего обозначить их ярким флажком (чем ярче, тем лучше) – главное, его должно быть хорошо видно.
Расположите два маячка перед машиной. Подъезжая, нужно лишь слегка к ним прикоснуться, но не сбить. Так же можно «прощупывать» и задний бампер. Боковые габариты помогут ощутить такие же метки, установленные по бокам машины. Для начала они должны быть далеко, потом нужно все ближе сдвигать их, как только получилось удачно между ними проехать. Чем меньше будет расстояние, и вы удачно сможете его преодолевать, тем лучше сможете парковаться и проезжать в узкие улочки.
Индивидуальная подготовка автомобиля
От того насколько удобно, а главное — правильно водитель сидит за рулем, будет зависеть адекватность управления автомобилем. Правильная посадка позволяет сократить лишние движения водителя и ускорить процесс принятия решения. Это достигается за счёт того, что водитель имеет правильное положение рук и ног, а кроме того, и достаточный обзор, без лишних наклонов и заглядываний. Для установки оптимальной посадки водителю необходимо сделать специальную подгонку. Подгонка сиденья для водителя и руля
- Сядьте на водительское сиденье и отрегулируйте его только под себя. В идеале нужно на полную выжать сцепление и подвинуть сиденье вперёд или назад, чтобы было удобно и не появлялось желание тянуться. Спинка регулируется с учётом того, чтобы при работе ног не приходилось перемещать все тело.
- Тоже самое сделайте с рулем – между ободом рулевого колеса и вашими коленями должна поместиться ладонь, а вторая рука в тоже время должна быть вытянута над рулём и касаться его верхней точки запястьем.
Важные аспекты
Главной ошибкой новичков является желание увидеть, что происходит перед бампером, эта привычка очень нежелательна. Кроме того, опасна при движении: когда вы едете, нужно смотреть только перед собой, а не перед бампером.
Когда вы осуществляете парковку задом, важно правильно настроить зеркала, они станут главными помощниками. Такая настройка имеет следующий вид: внешние зеркала должны быть направлены и показывать водителю колеса задней оси. Наружные применяются для того, чтобы прочувствовать боковые очертания. Обращайте внимание на крайний участок внешних зеркал.
Осуществляя проезд по трассе за городом, если появляется необходимость перестроиться на другую полосу, смотрите в соответствующее боковое зеркало. Часто неопытные водители подрезают других участников дорожного движения, так как не понимают, что, собственно, нужно делать с этими зеркалами. Осуществлять перестройку можно только тогда, когда в зеркале вы видите всю машину, которая движется за вами.
Упражнения для доведения чувства автомобиля до автоматизма
Существует довольно большое разнообразие вариантов тренировок для неопытных водителей, которые позволяют в кратчайшие сроки почувствовать габариты автомобиля. Мы хотим познакомить вас с самыми действенными.
Маячки
Это самый простой, но от этого ничуть не менее полезный способ ощущать габариты. Для этого метода нам потребуются следующие абсолютно безопасные для автомобиля предметы:
- Конусы любого яркого цвета.
- Бутылки пластиковые, наполненные песком. Для лучшей видимости в бутылки можно воткнуть яркие флажки.
- Мешки или картонные коробки, набитые чем-нибудь очень мягким.
- Старые шины.
Следующим этапом будет установка данных маячков. Теперь можно приступить непосредственно к работе.
- Водитель должен остановить свой автомобиль так, чтобы он передним бампером, сначала центральной частью, а затем боковыми сторонами, коснулся установленного маячка. Важно именно коснуться, а не сбить или не доехать – это получается примерно с десятого — пятнадцатого раза.
- Затем это же упражнение нужно отработать и с задним бампером. Эти упражнения должны быть доведены до автоматизма.
- После прохождения первых двух этапов нужно идти дальше. Отмечаем маячками контуры двух машин с расстоянием в 9 – 10 метров. Далее начинаем отрабатывать метод параллельной парковки, что считается довольно сложным.
- В бутылки с песком ставим высокие палки, которые будут имитировать ворота и начинаем отрабатывать проезд. Сначала расстояние между бутылками должно быть примерно равно ширине вашего авто + 1 метр. Затем постепенно сужаем расстояние, уменьшая его каждый раз на 10 см. Упражнение будет считаться отработанным, если вы сможете провести автомобиль в просвет, превышающий габариты транспортного средства всего на 10 см.
Выбор стандартных ориентиров
Часто новички забывают о том, что перед ними находится еще как минимум метр корпуса автомобиля. Это необходимо запомнить и постоянно держать в голове для того, чтобы правильно соблюдать дистанцию в пробках и во время обычного движения. Но что делать, чтобы чувствовать боковые габариты автомобиля?
Обратите внимание на левую разделительную полосу. Во время движения она должна как будто «уходить» в левый нижний угол лобового стекла. Фактически это означает, что между корпусом автомобиля и разделительной линией остается расстояние около 70 см. Аналогично стоит ориентироваться и по правой стороне.
Разделительная полоса или бордюр справа также должны пересекать правый нижний угол лобового стекла. Это поможет при параллельной парковке с правой стороны дороги – при соблюдении данного правила можно быть уверенным в том, что автомобиль не заденет колесом бордюр и в то же время не будет припаркован слишком далеко от него.
Для оценки расстояния от автомобиля до объектов, расположенных позади, лучше всего воспользоваться левым боковым зеркалом – в него должен быть виден весь корпус автомобиля, длина которого обычно примерно равна трем метрам.
Проблемы с восприятием
Габариты грузовых машин нелегко принимать даже опытным водителям. Но существуют некоторые хитрости, позволяющие более детально воспринимать расстояния до соседних автомобилей как новичкам, так и дальнобойщикам. Для оценки вылета капота максимально выдвигаются к рулю. Но существуют авто, где даже в этом положении не видно носа машины. Здесь на выручку приходят декоративные элементы на капоте: флажки, антеннка, статуэтка.
Модернизируя авто, стараются устанавливать декоративные элементы на самый край капота. После такого нововведения проблем с парковкой спереди не возникнет. Маневры задом облегчаются путем установки парктроников. Благо их стоимость уже невелика. Модели из Китая обойдутся в несколько сот рублей, установка проста, и можно осуществить ее самостоятельно или отдать сервису половину от стоимости гаджета за установку.
Для улучшения обзора многие водители наклеивают выпуклые круглые зеркала поверх штатных. Меняют зеркало в салоне на обзорное. Ставят аналогичное над стеклом багажника в универсалах и минивэнах. Можно использовать камеру заднего вида при наличии технических возможностей.
Простым способом безопасно парковаться является помощь друга. Пассажир может выйти и руководить процессом.
План действий
Первое правило опытного водителя: «Если возникли сомнения из-за отсутствия обзора или по причине плохой видимости, плохого состояния, то надо остановиться и не лениться выйти наружу и посмотреть». Интуитивно в процессе вождения часто приходит желание подождать несколько секунд и проверить что там, за бортом.
Этим правилом нужно руководствоваться всегда, при любом виде маневра. Так достигается высший уровень пилотажа, сохранность своего авто и здоровья пассажиров. Даже проезжая на зеленый свет сходу, стоит лишний раз убедиться в безопасности движения, поворачивая голову налево и направо. Так и паркуясь, стоит постоянно контролировать сразу три точки обзора. В любую секунду во дворе у вас под бампером может присесть неугомонный малыш.
Каждый автомобилист с опытом обязан чувствовать габариты своего авто, как собственные части тела. Бывает, происходят сложные ситуации на дорогах, которые требуют хорошего ощущения габаритов. Они зачастую происходят при езде в городских пробках и на парковках в момент въезда в гараж. Как же новичку быстро изучить габариты авто, чтоб не делать аварийных ситуаций? Для избегания подобных инцидентов специалисты придумали упражнения, которые улучшают умение водить.
Наезд
Упражнение наезд тоже не сложное, но необходимо иметь хорошую практику, чтоб без ошибок повторить полученные результаты. Вам надо на площадке разместить пустую пластмассовую бутылку, и по очереди наезжать на нее передними колесами. Кажется что все легко, но это ошибочное мнение. Новички часто промахиваются. Когда вы будете делать упражнения без усилий, усложните его добавление скорости при наезде. Для закрепления изученного упражнения, на пустой площадке сделайте наезд на скорости 60 км/ч. Такое условие потребует правильного чувства габаритности. Превысив указанную скорость, вы имеете все шансы оказаться в опасной аварийной ситуации. На третьем этапе необходимо наехать на бутылку и синхронно с этим выполнить поворот. Выполняя такое упражнение, ошибаются и подкованные владельцы авто. Такая сложность помогает получить высокие результаты. Использовать бутылку не обязательно, достаточно заменить ее на предмет, издающий громкий звук и легко сжимающийся, но ни в коем случае он не должен вылетать из под колес. Отличным заменителем может быть и сложенная в два раза картонная коробка.
Варианты тренировок
Желая разобраться, как почувствовать габариты машины, следует не забывать о простом правиле: у каждого водителя существует индивидуальные особенности, и подход подбирается им самим. Все зависит от опыта вождения, способности сосредоточиться на одной проблеме. Зрительный орган у всех различается по степени зоркости и глубине восприятия предметов.
Существуют классические тренировки для привыкания к собственному транспорту. Первый поучительный урок – это ровно по зеркалам без парктроников заехать задом в гараж. Помещение можно сымитировать бутылками, веревками, дорожными колпаками. Второй способ закрепить свои навыки – это разгон и торможение в заданных границах. Требуется остановиться колесами ровно между линиями, расположенными в полуметре друг от друга.